Страницы

воскресенье, 2 ноября 2025 г.

Вячecлaв Зaйцeв: "Я - пpaчкин cын, и гopжуcь этим!" Oт пoпpoшaйничecтвa дo кopoля миpoвoй мoды


Вячecлaв Зaйцeв: "Я - пpaчкин cын, и гopжуcь этим!" Oт пoпpoшaйничecтвa дo кopoля миpoвoй мoды

1971 год. Реанимация больницы. Врачи склонились над хирургическим столом - готовы ампутировать ногу 33-летнему Вячеславу Зайцеву. Авария была страшной, осколочный перелом правой ноги не оставлял шансов.

Кутюрье, которого только что начали называть "Красным Диором", уже мысленно примирился с инвалидностью. Он даже придумал себе новый образ: черная шляпа, белая рубашка, черные очки и трость.

"Буду ходить по Кузнецкому мосту именно так", - решил он.

Но потом случилось чудо - врачи спасли ногу. А главное, Вячеслав понял, что может быть мужественным. До аварии он считал себя инфантильным, слабым. Лежа в реанимации, он сознательно отказался от запрещенных лекарств - обезболивающих, увидев, как сосед по палате под их действием выбросился из окна. Боль прошла через каждую клеточку его тела - и закалила характер навсегда.

Прачкин сын, ставший королем моды

Вячеслав Михайлович Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иванове - городе невест и ткацких фабрик. Семья была простой рабочей. Отец, Михаил Яковлевич, ушел на фронт, когда Славе исполнилось три года. На войне попал в плен к немцам, бежал, дошел до Берлина.

Но после войны судьба приготовила ему жестокое испытание - как бывшего военнопленного его отправили в лагеря по обвинению в измене Родине. Вернулся он только когда сыну исполнилось двадцать лет.

Мама, Мария Ивановна Кокурина, тянула двух сыновей одна. Она работала прачкой, мыла подъезды, стирала белье - бралась за любую работу, чтобы прокормить детей. Были времена, когда маленький Слава стоял у магазина и пел песни, выпрашивая милостыню. Эти воспоминания о голодном детстве останутся с ним навсегда.

Слава Кокурин. В детсве он носил фамилию матери. "В детстве мама учила меня вышивать, чтобы я бесцельно не бродил по улице"

Но мама умела из ничего создавать красоту. Несмотря на нищету, она всегда выглядела достойно, умела красиво одеваться и держать себя с гордостью. Именно она привила сыну чувство стиля и уважение к женщине. Всю жизнь Вячеслав с гордостью называл себя "прачкин сын".

В школе мальчик проявил талант к рисованию - он оформлял стенгазеты, афиши к праздникам. После семилетки поступил в Ивановский химико-технологический техникум на отделение текстильного рисунка. Но понимал - настоящая жизнь в Москве.

Родители. Мама кутюрье умерла в 1978-м, а папа — в середине 90-х

Москва. Отказы и первый успех

В столицу Вячеслав приехал с дипломом техникума и огромным желанием учиться. Он мечтал о Строгановке, но туда его не приняли - не хватило баллов. Пытался поступить в текстильный институт - снова отказ. Год работал на швейной фабрике в Бабушкине, впитывая производственный процесс.

И вот, наконец, в 1956 году его приняли в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства. Здесь, среди будущих художников, он встретил её - Марину.

Марина была из совсем другого мира. Дочь военного летчика и балерины, она служила в театре имени Станиславского. Красивая, интеллигентная, с огромными карими глазами и шикарными вьющимися волосами. Коренная москвичка из обеспеченной семьи могла рассчитывать на любого жениха. Но выбрала Славу - прачкиного сына из провинции.

Их сблизила сцена. Оба участвовали в студенческой самодеятельности - создавали "Сатирический театр мод". На одном из выступлений Вячеслав упал на сцене, зал взорвался смехом. А Марина подошла за кулисами и поддержала его, как могла. С того момента они стали неразлучны.

Вячеслав Зайцев с супругой Мариной

Девять лет счастья и боли

В 1959 году они поженились. Скромная студенческая свадьба, жизнь в полуподвальной комнате многоквартирного дома. Но они были счастливы. В 1960 году родился сын Егор. Казалось, впереди - целая жизнь вместе.

Но была одна проблема - мать Марины. Теща терпеть не могла зятя.

"Я для нее был бедный прачкин сын, а они считали себя людьми высокого полета", - вспоминал Зайцев.

Она была уверена, что Вячеслав женился на дочери ради московской квартиры и прописки. Девять лет длилась эта холодная война.

"Началась сложная семейная жизнь, потому что у меня не сложились отношения с тещей, которая почему-то решила, что я женился не на ее дочери, а на ее квартире. Наши семейные отношения были очень натянутые и сложные на протяжении девяти лет", - признавался модельер.

Теща упорно подыскивала дочери "достойную партию". И в 1969 году добилась своего. Вячеслав вернулся из командировки и услышал от жены страшные слова: "Мы с мамой нашли мне нового мужа". Ему пришлось уйти из дома. Егору было всего девять лет.

Разлука с сыном - незаживающая рана

После развода Вячеславу не позволяли видеться с сыном. Бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, который стал жестоко обращаться с мальчиком - наказывал за малейшие провинности, выгонял из дома. А Егору говорили, что отец бросил его, предал, не хочет знать.

Мальчик рос с болью в сердце, считая, что отец его не любит. В школьные годы он пошел в секцию бокса ЦСКА - там тренер Владимир Степанович Воробьев научил его защищаться, отстаивать себя, завоевывать авторитет.

Вячеслав Зайцев с сыном

Первая встреча отца и сына после развода состоялась, когда Егору исполнилось 14 лет. Она была тяжелой, неловкой. Оба не знали, о чем говорить. Зайцев-старший был потрясен видом сына - тот пришел в синих трикотажных штанах с пузырями на коленках. Отец хотел, чтобы сын одевался в классическом стиле, а подросток "задыхался" в костюмах.

"Вячеслав Зайцев не мог сдержать слез, вспоминая о разлуке с маленьким сыном", - писали позже журналисты.

Эта рана не заживет никогда. Даже когда Егор пойдет по стопам отца, окончит тот же Московский государственный текстильный университет имени Косыгина и станет работать в Доме моды на проспекте Мира, отношения между ними будут оставаться сложными, напряженными.

Инна - любовь, которая не спасла

После развода с Мариной Вячеслав не думал о личной жизни. Но рядом была девушка по имени Инна - художник по трикотажу, с которой они были знакомы еще со студенческих времен. Она не скрывала своих чувств к модельеру, но Вячеслав долгое время не обращал на нее внимания.

После аварии 1971 года именно Инна ухаживала за ним в больнице. Несколько месяцев реабилитации, боли, отчаяния - она была рядом. Казалось, судьба дает второй шанс. Они начали жить вместе.

Но счастья не вышло. Инна мечтала выйти замуж, и они узаконили отношения. Однако очень скоро Вячеслав понял, что устал от ее всеобъемлющей любви, от постоянной опеки. Он собрал вещи и ушел. После этого больше никогда не женился.

Взлет - встреча с королями моды

А профессиональная судьба складывалась совсем иначе. В 1965 году на Кузнецком мосту, в Общесоюзном доме моделей, где Зайцев уже работал художественным руководителем, произошло событие, изменившее его жизнь.

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Михайлович сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его творческая биография продолжилась на Кузнецком мосту, где располагался знаменитый Общесоюзный дом моделей

Из Франции прибыла делегация - Пьер Карден, Марк Боан из дома Dior и Ги Ларош. Они приехали специально, чтобы познакомиться с советским кутюрье, о котором прочитали в журнале "Пари Матч" в статье "Он диктует моду Москве".

"В то время мне как-то удавалось доставать заграничные журналы, и я смотрел и учился по коллекциям парижских художников, но не мог и подумать, что скоро увижу Пьера Кардена живьем!" - вспоминал Зайцев.

К встрече в ресторане "София" он готовился тщательно. За 18 рублей купил на рынке твидовое венгерское пальто из уценки. Пиджак одолжил у товарища, где-то раздобыл шарф. "И чувствовал себя вполне уверенно", - признавался он.

Встреча прошла триумфально. Французские мэтры были восхищены талантом советского коллеги. В газете Women's Wear Daily - библии мировой моды - появилась статья "Короли моды" с фотографией, где Пьер Карден, Марк Боан и Вячеслав Зайцев стояли рядом. Трое королей. Трое равных.

С Пьером Карденом завязалась настоящая дружба. В 1980-е французский кутюрье присылал Зайцеву дефицитные ткани, выручая советского коллегу в условиях тотального дефицита. Эта дружба продлится десятилетия.

"Красный Диор" и русская серия

За рубежом Зайцева прозвали "Красным Диором". Его коллекция "Русская серия", созданная по народным мотивам из ивановских ситцев, произвела фурор. Яркие краски, необычный крой, смелое соединение традиций и современности - этого от советского модельера никто не ожидал.

Парадокс в том, что в СССР эту коллекцию сначала "зарубили". Худсовет отверг ее как слишком смелую. Но французские журналисты, увидевшие показ, написали восторженные статьи. После этого в Советском Союзе модельеру перекрыли кислород - стали давать на фабрике самые убогие ткани. Но Вячеслав умудрялся из неликвида шить вещи, которые расходились на ура.

Он одевал звезд - Аллу Пугачеву, Эдиту Пьеху, Муслима Магомаева, Филиппа Киркорова, Людмилу Зыкину. В 1980 году ему доверили создать форму для советской сборной на Олимпиаде в Москве. К концу 1970-х Вячеслав Зайцев получил негласный титул главного модельера страны.

В Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту он проработал 13 лет, сотрудничал с лучшими манекенщицами - Региной Збарской, Лекой Мироновой, Милой Романовской. В 1972-1978 годах был заместителем художественного руководителя ОДМО.

Слава Зайцев

Уход из Дома моделей - творческий кризис или новый виток?

В конце 1970-х произошло неожиданное - Зайцев оставил кресло руководителя Общесоюзного дома моделей одежды. Просто понял, что превращается в администратора. Из его жизни уходит творчество.

В 1979 году он перешел в небольшое ателье. А в 1982 году создал свой Московский дом моды - первый в стране Театр моды. Это был новый этап. Коллекции следовали одна за другой - "Ностальгия", "Ассоциации", "Метаморфозы", "Вопреки!", "Узоры жизни". Каждая - со своим характером, своей философией.

В конце 1980-х он сократил имя и начал выступать как Слава Зайцев. В 1986 году впервые выехал в капиталистическую страну - показал смешанную коллекцию в Канаде. Потом были Польша, Франция, многие другие страны.

Болезни, которые не сломили

Последствия аварии 1971 года давали о себе знать всю жизнь. В начале 2016 года Зайцеву поставили титановый протез коленного сустава - чтобы он не испытывал боли при ходьбе. Проходил курс реабилитации в Карловых Варах.

В марте 2016 года Вячеслав Михайлович публично признался, что страдает болезнью Паркинсона. Уже не первый год.

"Болезнь традиционно сопровождается тяжелыми, крайне неприятными симптомами - упадком сил, нарушением сна, дрожью в руках и ногах, потерей контроля над движениями. По этой же причине я могу впадать в депрессию", - говорил он.

Но продолжал работать. При росте 170 см старался держать вес в 67 кг. Продолжал создавать коллекции. В 2019 году передал управление Домом моды сыну Егору, хотя это решение далось ему тяжело.

Последние годы - тревоги близких

В последние годы жизни семья Зайцева тревожилась не только за его здоровье. Рядом с Вячеславом Михайловичем появились странные личности - семья Гарафутдиновых, братья Хусаиновы. Сын Егор заявлял, что эти люди втерлись в доверие к отцу и используют его имя в корыстных целях.

Но рядом были и настоящие близкие. Бывшая жена Марина навещала бывшего супруга, привозила его любимый малиновый пирог с грецкими орехами - тот самый, который он обожал еще во времена их счастливого брака. Приезжали сын и внучки - Мария и Анастасия.

Вячеслав Михайлович до последнего дня жил в роскошном особняке в деревне Каблуково Щелковского района - дизайном дома занимался сам. У него остались две внучки, в которых он видел продолжение династии. Особенно любил старшую, Марусю, рожденную в 1993 году. В ней дед видел будущего руководителя Дома моды.

Последний день

30 апреля 2023 года у 85-летнего Вячеслава Зайцева поднялась температура, он жаловался на острую боль. Его доставили в Щелковскую городскую больницу. Диагноз - внутреннее кровотечение, вызванное язвой желудка. Он умер в реанимации.

4 мая 2023 года состоялось отпевание в Троицком соборе Щелкова. Похоронили Вячеслава Михайловича на Жегаловском кладбище - по решению его сына Егора. В 2024 году на могиле установили памятник.

Но трагедия семьи на этом не закончилась. 19 июня 2024 года, спустя чуть больше года после смерти отца, скончался Егор Зайцев. Ему было всего 64 года. Долгая борьба с онкологией - опухоли в кишечнике, легких, печени.

22 июня Егора похоронили рядом с отцом на Жегаловском кладбище. На похороны пришли члены мотоклуба "Ночные волки" - Егор был байкером, разрабатывал специальную форму для своего клуба.

Дочери Мария и Анастасия теперь остались хранительницами династии.

Вячеслав Зайцев

Наследие, которое не умирает

Вячеслав Зайцев прожил непростую жизнь. Голодное военное детство, отец в лагерях, мама-прачка. Тяжелый путь наверх, когда приходилось доказывать свое право на творчество. Сломанная личная жизнь - разлука с сыном стала незаживающей раной. Авария, болезнь Паркинсона, одиночество.

Но он никогда не роптал.

"Я считал одиночество необходимой платой за талант и успех. Был доволен своей жизнью", - говорил он.

Он создал моду в стране, где ее не было. Без индустрии, без нормальных тканей, в условиях жесткой цензуры он умудрялся творить чудеса. Он доказал, что советский, российский дизайнер может стоять на одном уровне с королями мировой моды.

Его называли "Красным Диором", его коллекции демонстрировались по всему миру, его имя знали в Париже и Нью-Йорке так же хорошо, как в Москве. Он одел целую эпоху - от олимпийской сборной до звезд эстрады.

"До аварии я считал себя крайне инфантильным. А тут сумел отказаться от обезболивающих, по сути - наркотиков... Я сознательно проверял себя тогда. И оказалось, что могу быть мужественным", - эти слова характеризуют Вячеслава Зайцева лучше любых наград и званий.

Мужество. Именно оно вело его всю жизнь. Мужество выстоять после аварии. Мужество пережить разлуку с сыном. Мужество творить в невозможных условиях. Мужество остаться собой - прачкиным сыном, который покорил мир моды.

На могиле в Щелково теперь стоит памятник. Рядом - могила сына. Две судьбы, два таланта, одна династия. И память о человеке, который научил целую страну одеваться со вкусом, который доказал - красота способна победить серость, а творчество - сильнее любых обстоятельств.

Внучка Маруся продолжает дело деда. В ней Вячеслав Михайлович видел надежду на будущее. Дом моды Slava Zaitsev продолжает работать. Коллекции, созданные великим мастером, хранятся в музеях. А имя Вячеслава Зайцева навсегда вписано в историю российской и мировой моды золотыми буквами.

Такова история человека, который из нищеты военного детства поднялся к вершинам мировой славы. Который заплатил за свой талант одиночеством и болью, но никогда не изменил себе. Который остался верен своему призванию до последнего дня. Вячеслав Зайцев - икона стиля. Легенда. Король.

Комментариев нет:

Отправить комментарий