— Будeм вмecтe ухaжuвaть зa мouм cтapшим бpaтoм, — cкaзaл Oльгe будущuй муж, — у нeгo вpoждeннoe зaбoлeвaнue u oнo нe лeчuтcя...
— Будем вместе ухаживать за моим старшим братом, — сказал Ольге будущий муж, — у него врожденное заболевание, оно не лечится, и без нас он не справится. Мама не вечная, она уже устала — Ванька почти центр весит, тяжело ей уже его купать и переодевать. Вот ты вместе со мной и примешь эстафету.
***
Ольга считала, что сейчас она борется не только за свое счастье, но и спасает Андрея.
— Тебе нужно сделать выбор! Ты не понимаешь, на что обрекаешь себя, — она пыталась начать разговор спокойно, но голос дрожал.
— Мой брат — моя семья, и ты уже моя семья. Я не могу бросить брата, — ответил молодой человек.
— Не верю, что ты готов отказаться от будущего, и посвятить всю жизнь человеку, который даже не понимает, кто ты такой.
— Это не выбор, а предательство! Ты — эгоистка, у тебя просто гигантское самомнение! Ты только вчера говорила, что любишь и согласна выйти за меня замуж.
— Я согласна жить с тобой, но не стать вечной сиделкой. Я хочу детей, женского счастья. И не верю, что твой добровольный выбор — ухаживать за умственно отсталым братом. Ты просто боишься, что обидится мать, что будут осуждать окружающие. Ты вырос, пойми наконец. Хватит доказывать, что ты — самый лучший сын!
Ольга повысила голос, и Андрей смутился. Несмотря на решительные ответы, он не ушел, а значит — все у нее получится.
***
Ольга привыкла получать все, что хотела. Себя она называла иронично — «девушка с приданым». После окончания института родители помогли ей найти хорошую работу с достойной зарплатой, подарили квартиру, помогли купить машину. Отец намекал, что пора замуж, мать — знакомила с «достойными кандидатами», сыновьями обеспеченных знакомых. Но, несмотря на материальный достаток, кавалеры не задерживались.
Ровесники казались несерьезными, легкомысленными. Возможно, все это было по-детски, но девушка устраивала им проверки, и «женихи» тут же сдувались. А Ольге хотелось ответственного мужчину. В двадцать три года девушка неожиданно для себя обнаружила, что все ее подруги или замужем, или находятся в прочных серьезных отношениях. А она все ждет.
Андрея, работающего в соседнем офисе, она заметила давно. Интересный, аккуратно одетый мужчина тридцати-тридцати двух лет, долго провожал ее взглядом, приглядываясь к коллеге. Она первая подошла к нему, когда сообразила, что сам он подойти не решится. Отношения развивались медленно. Не было огромных букетов, предложений съездить «погреться на солнышке», встретить рассвет на крыше и прыгнуть с парашютом. Зато он оказался таким заботливым и внимательным, что девушка себя чувствовала маленькой девочкой. Даже желания угадывал.
Как-то гуляли жарким летним днем в парке, и Оле захотелось мороженого. Она вертела головой, пытаясь найти киоск, и вдруг парень оставил ее на минутку одну. А потом появился с «букетом» рожков разного вкуса. Так же он чувствовал, когда ей холодно или жарко, когда она уставала, и рассказывал смешные истории, когда становилось грустно.
Единственное, что ее удивляло — если заранее не договаривались, после работы Андрей всегда спешил домой. Оля даже думала, что у него жена и дети, и решила прояснить ситуацию. Почувствовав, что влюбляется, напрямую спросила у парня:
— Ты женат?
Мужчина засмеялся:
— Нет, узами брака я ни с кем не связан. Отношения у меня, конечно, были, но ни разу ни до чего серьезного дело не дошло.
— Почему? — удивилась Оля.
— До шести лет я жил с бабушкой и не задумывался, почему маму вижу редко. Но потом бабушка объяснила, что маме просто некогда. Оказывается, у меня был старший брат, который болеет детским церебральным параличом. Есть он, вернее. Она очень с ним устает, времени на меня не хватает. На следующий день я переехал к маме, и мне было сначала очень плохо. Бабушка читала сказки перед сном, мы с ней долго гуляли. Мама же совсем не обращала на меня внимания. Чтобы его заслужить, старался делать как можно больше. Ходил по магазинам, читал брату книжки. Он со мной даже был спокойнее, чем с ней.
Учился не очень хорошо, но мама меня не ругала, и через год я впервые услышал: «Молодец». Я научился угадывать, когда брат хочет пить, когда нужно поправить подушку. Даже жить мы стали чуть лучше. У мамы появилось свободное время, она смогла брать заказы — устроилась надомницей в фирму по пошиву постельного белья. Как-то мы даже день рождения отпраздновали — она купила мне торт и подарок — телефон.
У нас получилась настоящая семья, я до сих пор стараюсь помогать маме. Когда стал зарабатывать, начал покупать брату памперсы, современные лекарства, приобрел специальное кресло, чтобы он сидел, пригласил массажиста и специалиста по лечебной физкультуре. Брату стало легче, он научился сидеть, перестал кричать по ночам. В тебя я влюбился с первого взгляда, но, если бы не подошла сама, познакомиться бы не решился. Понимаю, что «не твоего поля ягода». Если решишь бросить меня, даже не обижусь, все понимаю.
После откровенного разговора Ольга взглянула на Андрея другими глазами. Какой ответственный мужчина, на такого всегда можно положиться! У нее будет самый заботливый муж, все обзавидуются. А брат с заболеванием — это не проблема, можно найти сиделку, устроить его в хороший интернат.
***
Дело потихоньку шло к свадьбе, девушка светилась от счастья. Ей казалось, что вдвоем с любимым она сможет легко решить все проблемы. Пришло время знакомить Андрея с родителями. Ольга уже давно жила отдельно, она ни от мамы, ни от папы финансово давно уже не зависела. Как-то вечером, после работы, обсудив со своим будущим супругом вопрос знакомства с её родителями, Оля позвонила матери — хотела сообщить ей радостную новость.
— Мама, у тебя какие на субботу планы? — издалека начала девушка.
— Да особо никаких, — честно призналась родительница, — наверное, отдыхать с папой будем. Неделя выдалась тяжёлая, нужно восстановить силы. А ты что, в гости хотела прийти? Приходи, конечно, мы с папой тебя будем ждать.
— Хотела к вам прийти, и не одна. Я давно уже собиралась вам сказать, что у меня появился молодой человек. Отношения у нас с ним серьёзные. Я хочу выйти за него замуж.
Естественно, Вера Константиновна и Павел Тимофеевич обрадовались: единственная дочь планирует создать собственную ячейку общества, а значит, совсем скоро у них появятся внуки. Вера Константиновна так разволновалась, что несколько раз задала один и тот же вопрос Ольге:
— Скажи, пожалуйста, что любит твой Андрей? Мы сейчас же с папой поедем в магазин и продукты для праздничного стола купим! Вдруг у него на что-то аллергия? Вдруг он какой-то определённый сорт рыбы или мясо не ест? Ты скажи, пожалуйста, мне об этом сразу, чтобы потом перед зятем дорогим впросак не попасть.
Оля смеялась:
— Мам, Андрей — совершенно непривередливый, ты по этому поводу даже не переживай. Он простой, обычный, такой же, как и мы. Я уверена, что мой Андрюша вам понравится.
***
Субботним вечером компания из четырёх человек собралась на уютной кухне. Павел Тимофеевич, как глава семьи, первым взял слово:
— Нам с супругой очень приятно с вами познакомиться. Вы знаете, Андрей, что Оля — наша единственная дочь, и мы, как любые родители, желаем ей только счастья. Пожалуйста, берегите её.
Андрей смущённо улыбался и согласно кивал. Вечер до определённого момента шёл как по накатанной, а потом Оля одной неосторожной фразой всё испортила — она почему-то решила рассказать родителям о брате своего будущего мужа.
— Андрей на самом деле у меня очень добрый. Представляешь, мама, у него есть старший брат, который серьёзно болен. Он не ходит, не говорит, инвалид первой группы. Заболевание врождённое, не лечится. Так вот Андрюша на него столько ресурсов тратит! Он ни в чём ему не отказывает, он делает всё, чтобы брату жилось легче!
Вера Константиновна побледнела, а Павел Тимофеевич застыл, так и не донеся вилку с кусочком колбасы до рта. Повисла неловкая пауза, и Оля забеспокоилась: она сказала что-то не то? Первым тишину нарушил Павел Тимофеевич — он встал и пробормотал:
— Прошу прощения, вынужден вас ненадолго покинуть. Очень голова разболелась.
Следом за мужем из кухни выскочила и Вера Константиновна. Ольга с Андреем остались вдвоём. Андрей сразу понял, что произошло что-то экстраординарное: парень начал суетиться и собираться домой. Оля принялась уговаривать будущего мужа остаться. Она сказала:
— Андрюш, посиди ещё, пожалуйста, пять минут. Я пойду узнаю, как дела у папы. Они с мамой сейчас вернутся. Ну чего ты сбегаешь? Подумают ещё, что ты испугался.
Ольга прошла в спальню. Павел Тимофеевич, увидев дочь, попросил:
— Отправь, пожалуйста, своего молодого человека в аптеку. Пусть купит мне лекарство.
Просьбу Андрею Ольга передала. Как только за женихом закрылась дверь, папа пошел в наступление:
— Ты понимаешь, на что себя обрекаешь? В лучшем случае придется растить детей одной, в худшем — превратишься в сиделку для абсолютно чужого человека!
— Андрей — последний мужчина на Земном шаре? — поддержала отца мать, — неужели ты готова терпеть унижения ради него?
— Ну что вы придумываете? — возмутилась Оля, — за братом Андрея ухаживает мать, он только помогает. Я его попозже уговорю брата в интернат определить. В чем проблема-то?
Андрей лекарство принес и тут же ушел. Парень понял, что родителям невесты он пришелся не по душе.
***
На следующий день Оля предложила парню съехаться, но Андрей отказался:
— У меня нет денег на съем квартиры, — ответил он.
— Мы будем жить у меня, а ты, чтобы не чувствовать себя «альфонсом», возьмешь ответственность за коммунальные расходы. Устраивает?
— Только не обижайся, что вкладываться в семью в полной мере не смогу. Нужны дорогие лекарства, периодическая оплата сиделки и инструктора по массажу.
— Все понимаю. Готова обойтись без бриллиантов и отдыха на Гавайях, — пошутила Ольга.
Удивительно, но со своей матерью Андрей знакомить любимую не спешил. По его рассказам, Оля представляла будущую свекровь спокойной, понимающей и заботливой, хотя и усталой. Думала, что они подружатся, как только она узнает, что сын, несмотря на тяжелую ситуацию, нашел свое счастье. Но мужчина постоянно тянул время, объяснял отсрочку плохим самочувствием брата или матери.
Почти три месяца Оля уговаривала своего будущего супруга представить её наконец-то родственникам. Когда терпеть нелепые отговорки Андрея ей надоело, Оля решительно заявила:
— Значит, так! вижу, что сам ты никогда не сподобишься меня познакомить со своей мамой, значит, инициативу я беру в свои руки. Вот в пятницу я хочу побывать в гостях у тебя дома. Возражения не принимаются! Ты знаешь, Андрюш, что если я захочу, я узнаю твой адрес в отделе кадров и нагряну без предупреждения. С моими родителями ты знаком, ты уже сделал мне предложение. И я не пойму, чего ты тянешь? Я в любом случае когда-нибудь увижу и твоего брата, и твою маму. Не лучше, если это случится сейчас?
— Понимаешь, Оль, — вздохнул Андрей, — просто не знаю, как тебе объяснить… Мама живёт ради моего брата, она очень много для него делает. Ты, наверное, и не представляешь, что значит ухаживать за глубоким инвалидом. Мама очень устаёт и, как следствие, очень редко бывает в хорошем настроении. Я боюсь, что знакомство пройдёт совсем не так, как ты себе его представляешь…
— Ничего страшного, — мотнула головой Ольга, — я ничего не боюсь и всё прекрасно понимаю! Надоедать не буду, глупости болтать тоже не стану, просто посидим полчаса, выпьем по чашке чая и разойдёмся. Андрей, мы стоим на месте, разве ты сам этого не понимаешь? Уже давно можно было бы свадьбу сыграть, я даже кольцо от тебя уже получила. В любом случае ты должен будешь меня познакомить со своей родительницей.
Андрей со скрипом, но согласился. К этому серьёзному мероприятию Ольга готовилась тщательно: она заказала в кондитерской торт, купила для потенциальной свекрови подарок. Даже брату Андрея президент приобрела — какой-то модный компактный тренажёр для рук и ног взяла. Она не знала, что мать Андрея против её визита. Молодой мужчина маму предупредил заранее и нарвался на агрессию.
— Мне что, делать по-твоему нечего, кроме как обхаживать всяких вертихвосток, готовых на что угодно, чтобы только кольцо на палец заполучить? — кричала родительница, — у меня и с братом забот хватает! это что за женщина такая, которая в буквальном смысле напрашивается в гости, прекрасно зная, какая у нас в семье сложная ситуация? И вообще, Андрей, я против твоей женитьбы! Я без тебя не справлюсь, понимаешь? Ты женишься, у тебя будет своя семья, и ни денег, ни времени на нас уже не останется. А как брат твой жить будет? На что я буду его кормить?
— Ну чего ты, мам, — опустил голову Андрей, — я ведь не собираюсь вас помощи лишать! Просто, мам, я и о себе думать должен! Давно мы с Олей встречаемся, и эти отношения просто обязаны прийти к какому-то логическому завершению. Расставаться с ней я не хочу, значит, остаётся только свадьба. Она — хорошая, она очень понимающая, и она единственная, кто инвалидности моего брата не испугался! Другие девушки сразу же сбегали, узнав о том, что он у меня есть.
Мать еще долго отговаривала младшего сына отказаться от этой затеи. Но Андрей твердо стоял на своем.
***
Андрей открыл дверь квартиры. Мать его навстречу не вышла, хотя о том, что тот придет с любимой, знала. Андрей тихо постучал в дверь гостиной:
— Мамочка, мы пришли. Ты где?
— Ты гость в своем доме? Не знаешь, как дверь открывается?
Пара зашла в зал. Ольга сначала увидела крупного мужчину с полузакрытыми глазами в инвалидном кресле, а рядом — худую растрепанную женщину в грязном халате.
— Мам, ты что? — Оля увидела, что Андрей искренне удивлен, — у вас что-то произошло? Нужно было позвонить? Почему ты в таком виде?
— Не нравлюсь? Пусть сразу понимает, куда она лезет. Как ты будешь нам помогать, если все время будешь с ней? — сразу же перешла на крик мать Андрея.
— Почему вы на меня кричите? Я вам не враг, мне и в голову не приходило запрещать сыну вам помогать. Даже мыслей таких не было!
Оля расстроилась: разговор явно не клеился.
— Думаешь, ты первая? Уже была одна, хотела его забрать у меня. Не получится. Это сначала все хорошими притворяетесь, а потом…
— Успокойтесь, Ирина Витальевна. Для вас ничего не изменится. Я помогу Андрею устроиться на более оплачиваемую работу, наймем вам помощницу по хозяйству…
— Даже не думай! Я младшего родила, чтобы старший Ванька один не остался. Брат за брата, поняла?
От таких откровений Ольга выскочила из квартиры. Андрей мать слушал молча, низко опустив голову. Оля, на бегу в приложении вызывая такси, думала:
— Как так? Родить младшего ребенка, чтобы тот ухаживал за старшим? Она ненормальная, что ли?
У Оли в голове не укладывался подобный цинизм. Она даже не слышала, что кричала ей в спину Ирина Витальевна. Оля позвонила подруге, предложила той сходить в кафе, и вернулась домой только под утро. Обида на мать любимого не стихала, да и его самого она видеть не могла. Не заступился, не пошел следом, и ночевать, видимо, не пришел. Но ближе к концу следующего дня немного подостыла.
***
Через неделю Ольга позвонила первая. Услышала именно те слова, который ждала:
— Любимая, я так боялся тебя потерять! Ждал твоего звонка каждую минуту. Не обижайся на мою мать. Я ей обязательно объясню, что брат один не останется. Но поговорю позже. Сейчас ничего не поймет.
Андрей слово свое сдержал — больше Ольга ни разу не встречалась с его мамой. Все остальное шло так, как она и представляла: ее мужчина нашел более оплачиваемую работу, стал больше зарабатывать, баловал ее. Но, как и раньше, каждый день заезжал к матери — завозил продукты и лекарства, сопровождал родственников в больницу, оплачивал узких специалистов. Только вот со свадьбой дело как-то застопорилось — Ольга больше про регистрацию брака разговоров не заводила. И если Андрей сам поднимал эту тему, то мягко переводила беседу в другое русло.
Андрей в новогоднюю ночь приготовил для Оли особенный сюрприз: сам накрыл стол, подарил дорогой презент и еще раз сделал предложение. Оля, его поступком загнанная в тупик, испугалась и ляпнула:
— Нет, не согласна. Разве нам сейчас плохо?
Андрей остолбенел:
— Мы уже два года живем вместе. Нам только штампов в паспорте не хватает! Я не ожидал услышать «нет».
Оля тут же попыталась сгладить ситуацию:
— Я не отказываюсь, просто мне страшно. Справишься ли ты с двойной нагрузкой? Я хочу, чтобы у ребенка был отец, а ты каждый вечер проводишь у себя дома.
Андрей начал раздражаться:
— Ты прекрасно знала, что так и будет. Я все сразу тебе рассказал.
— Но я думала, что ты поговоришь с мамой.
— Пока не получается, но, когда мы поженимся, она поймет, что мы любим друг друга и уже ничего не изменится.
Девушка решила посоветоваться со своей мамой. Вера Константиновна, горестно вздохнув, сказала:
— Оль, ты уже взрослая. Мы с папой ничего за тебя решить уже не сможем. Но учти: его мать не молодеет, и наступит день, когда ему придется ухаживать уже за двумя инвалидами. Если у тебя родится ребенок, все ляжет на твои плечи.
Оля раздумывала еще две недели. Она уже не смотрела на мужчину сквозь розовые очки и давно заметила, что он привык подчиняться женщинам. Сначала его судьбу решала бабушка, затем — мать. Оля решила проявить твердость. Тогда и произошел первый для их семьи скандал, закончившийся некрасиво:
— Бросить? Ваньку и маму ради свадьбы с тобой? С ума сошла, что ли?! Видеть тебя не хочу! — в запале выкрикнул Андрей.
Оля думала, что он сбежит, но ее благоверный поступил иначе — он не ушел из квартиры, заперся в маленькой комнате, откуда вышел, когда девушка легла спать. Примостился тихонько рядом, и Оля неожиданно почувствовала раздражение. Вот тряпка! Даже точку в отношениях поставить не может, прячется от проблем, как маленький!
Андрей спал, а Ольга лежала и думала. А что, если мама ее права? Андрей ведь самостоятельно принимать решения не умеет, он — ведомый. Ирина Витальевна рано или поздно сдастся, она постареет и когда-нибудь уйдет. А перед этим она стрясет с Андрюши клятву о том, что он брата никогда не бросит. И что-то Оле подсказывало, что Андрей костьми ляжет, но это обещание сдержит.
К утру Ольга уже приняла, наверное, единственное правильное для себя решение. Она планировала послушать родителей и собиралась об этом сообщить Андрею.
— Отношения наши зашли в тупик, — честно сказала Ольга своему молодому человеку, — раньше я действительно хотела за тебя замуж. Я мечтала об этом. Если бы ты тогда позвал меня под венец, то, наверное, сейчас мы давно бы состояли в законном браке. Но это было раньше, сейчас я не хочу взваливать на себя такую ответственность. Андрей, ты совершенно не умеешь принимать решений, ты не можешь организовать свою жизнь! Если ты готов все свои интересы и своё будущее положить у ног своего брата, то, пожалуйста, не заставляй меня делать то же самое. Я не хочу брать на себя чужую ответственность! Я уверена, что поместить Ваньку в специализированный интернат, где бы за ним осуществляли действительно качественный присмотр, ты никогда не согласишься. Да и мать твоя этого сделать не даст. А ухаживать за грузным взрослым мужчиной, таскать из-под него судно… Извини, я не готова.
— Вот как ты заговорила, — завизжал Андрей, — правильно мама всё тогда сказала! Права она была. Ты такая же, как и все. В тебе нет ни капли человечности! Ты готова больного человека сознательно обречь на страдание. Интернат? Сама живи в интернате, а Ванька будет жить дома, рядом с нами!
— Собирай вещи, — устало произнесла Ольга, — пожалуйста, освободи к вечеру мою квартиру. Прощай, Андрей. Я надеюсь, мы с тобой больше никогда не встретимся. Слава богу, теперь работаем в разных местах, видеться не придётся.
Андрей съехал, но из жизни Ольги сейчас не сразу. Практически год мужчина не давал ей нормально жить. Караулил у дома, звонил, писал, то умоляя к нему вернуться, то проклиная. Ольга ещё раз убедилась в правильности своего выбора. Возможно, когда-нибудь Андрей встретит женщину, которая будет согласна разделить с ним все тяготы. У Оли же другая дорога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий