Была ли лучшая система образования в СССР? Или это миф?
Советская школа делала упор на точные и естественные науки. Если бы советское образование не давало прочной основы, то разве стали бы мы первыми в космосе? Не было бы ни Юрия Гагарина, ни мощнейшей атомной промышленности. Наши математики и программисты были востребованы во всем мире, и это – прямой результат системы образования, которую давала Советская школа.
Воспоминания о школьных днях
На дворе 1969 год. В продаже уже появились шариковые ручки, но нас, первоклассников, учили писать перьевыми. Учителя считали, что именно так формируется красивый, аккуратный почерк. Мы носили с собой непроливающиеся чернильницы и специальные скребки для очистки пера. А первым учебником в нашей жизни стал Букварь – символ начала большого пути.
Мы бежали в школу не только за знаниями, но и за эмоциями – за встречами с друзьями, за совместным творчеством. После уроков оставались, чтобы своими руками оформить стенгазету, а потом всей дружной компанией шли собирать металлолом и макулатуру. Это было больше, чем просто задание – мы хотели, чтобы наш класс стал лучшим!
Чем мы жили и чем занимались
Свободное время проходило насыщенно – мы с удовольствием ходили в дом пионеров, где могли выбрать занятия по душе. Лично я посещал кружок игры на гитаре, занимался изготовлением сувениров, а ещё осваивал основы вождения в кружке автомобилистов. Там я научился не только водить картинг и автомобиль, но и работать на токарном станке, паять, сверлить, точить детали. И самое удивительное – за всё это не нужно было платить. Родители не тратили ни копейки, ведь обучение и кружки были бесплатными.
Мы часто выезжали с классом в походы, а ещё бывали на дачах у наших шефов. Каждый год с нетерпением ждали «Зарницу» – легендарную игру, которая делала нас сплочёнными и учила быть смелыми и ловкими. А поездки на автобусе! В них всегда царила атмосфера веселья – мы пели песни, шутили, смеялись и просто радовались жизни.
Наши мечты и стремления
Сколько гордости было, когда нас принимали в октябрята! Маленькая звёздочка на груди казалась настоящей наградой, а если у кого-то значок был из оргстекла, то он выглядел особенно красиво. Затем наступал ещё более важный момент – вступление в пионеры. Это событие навсегда осталось в моей памяти, ведь меня принимали у памятника В.И. Ленину – символичного места для каждого советского школьника.
В седьмом классе самых достойных ребят принимали в комсомол. Они с гордостью носили комсомольский значок и первый серьёзный документ – комсомольский билет. Мы смотрели на них с восхищением и нетерпением ждали того дня, когда нас тоже примут в ряды комсомола.
После окончания школы расставаться было особенно трудно – наш класс был самым дружным, самым лучшим. Мы договорились встретиться через 23 года, в 2000 году. Но жизнь распорядилась иначе: годы оказались сложными, школу закрыли, а её здание заняли другие организации. Так и не случилась наша встреча…
Современная школа: прогресс или хаос?
Сегодняшняя школьная программа вызывает у родителей немало вопросов. В первом классе детям дают задания на логику и сообразительность, которые даже не каждый взрослый сможет решить. Учебники часто содержат ошибки, а каждая школа, да и порой каждый класс, учится по разным пособиям. Первокласснику, который только начинает осваивать чтение и хочет играть, сразу наваливают иностранные языки, сложные математические задачи и заставляют учить таблицу умножения. В итоге у ребёнка пропадает всякое желание учиться.
Чем живёт новое поколение?
Современные дети больше не бегают во дворе, не собираются в компании, не дружат так, как раньше. Они погружены в экраны телефонов и приставок, где мир ограничивается лайками, виртуальными победами и социальными сетями. В классе у многих нет настоящих друзей – каждый сам по себе, каждый за себя.
Дополнительные занятия и кружки, которые раньше были бесплатными, теперь стоят от 200 рублей в час и выше. Для многих семей это неподъёмные суммы, а значит, если нет лишних денег – ребёнок остаётся дома. Но и сами дети не особо рвутся куда-то записываться: у большинства просто нет желания заниматься чем-то вне гаджетов.
Экскурсия, которая всё изменила
Однажды пятиклассники решили отправиться на экскурсию в парк Галицкого в Краснодаре. Родители собрали деньги, оплатили автобус. Учительница поехать отказалась, поэтому сопровождать детей вызвались двое взрослых – родители учеников.
Но поездка оказалась не такой радужной, как ожидалось. Дети не слушались, носились по газонам, забирались в фонтаны, игнорируя запретительные таблички, и, что особенно поразило родителей, постоянно матерились. После этой экскурсии взрослые, которые ездили с классом, заявили: «Больше никуда с ними не поедем». В итоге из-за неподобающего поведения учеников летние походы с классом отменили.
Современные реалии школьной жизни выглядят совсем иначе, чем несколько десятилетий назад. Остались ли в ней ценности, которые когда-то объединяли детей, воспитывали уважение и стремление к знаниям? Или безвозвратно ушло время, когда школа была не просто местом обучения, а настоящим сообществом единомышленников?
Как всё это выдерживают учителя?
Сегодняшние учителя словно связаны по рукам и ногам. Кричать на учеников нельзя, просить их вытирать доску – тоже. А вот дети ведут себя как хотят: могут нагрубить в лицо, оскорбить, а порой даже ударить или устроить «шутку» вроде ведра на голове. И самое страшное – им за это ничего не будет. Родители таких учеников не спешат разбираться с поведением своих детей, а если учитель пытается навести порядок, то ещё и получает угрозы жалоб в ответ.
Всё, что раньше было частью школьной жизни, исчезает. Например, стенгазеты. Когда-то мы с удовольствием рисовали их своими руками, обсуждали, оформляли, писали тексты, старались сделать лучше, чем у соседнего класса. Сейчас же родители просто заказывают готовые баннеры, как для рекламных щитов. Стоит это удовольствие от 3 до 8 тысяч рублей – ещё одна статья расходов для семьи.
Честно говоря, мне искренне жаль современных учителей. Как они справляются с такой нагрузкой? Какие нервы нужны, чтобы работать в таких условиях? И самое удивительное – неужели кто-то после школы действительно мечтает стать педагогом?
Я написал эту статью, потому что сам вижу, как сейчас обстоят дела в школах. Воспитываю внучку, наблюдаю за её учёбой, за её друзьями. Возможно, я в чём-то ошибаюсь, но это моё личное мнение. Мир изменился, но хочется верить, что не всё ещё потеряно.
0 коммент.:
Отправить комментарий