понедельник, 27 января 2025 г.

Руфина Нифонтова: её жизнь — это больше, чем театр


Руфина Нифонтова: её жизнь — это больше, чем театр

Руфина Нифонтова — актриса, чья жизнь была настоящей симфонией ярких событий, глубокой любви к искусству и трепетного отношения к своим близким. Её творчество вдохновляло, а сила характера завораживала тех, кто её знал. Эта история полна удивительных моментов, которые покажут вам мир женщины, оставившей неизгладимый след на сцене, экране и в сердцах зрителей.

Руфина Нифонтова: «Давай поженимся. Или ты так и будешь спать под столом?»

Руфина Нифонтова — одна из самых ярких и запоминающихся актрис советской эпохи, чья красота и харизма оставили след в сердцах миллионов. Когда-то она едва не лишилась места в Малом театре из-за «хулиганских выходок», но судьба улыбнулась ей: легендарная Вера Пашенная встала на защиту Руфины и дошла до самой Екатерины Фурцевой, министра культуры, чтобы оставить юную актрису в театре.

Однако в своей молодости сама Нифонтова не считала себя красивой. Высокая, изящная, с золотистыми волосами и голубыми глазами, словно сошедшая с полотен Валентина Серова, она всё же считала себя неуклюжей.

Её глубокий и слегка хрипловатый голос она называла «женским басом» с лёгкой иронией. Сначала Руфина даже мечтала о карьере в музыке и хотела поступить в консерваторию. Но там ей посоветовали попробовать себя в театральном искусстве. Первая попытка оказалась неудачной: в Щепкинском училище Вера Пашенная, та самая, что позже её защитит, настояла на том, что «с таким голосом ей здесь не место».

Руфина в детстве с отцом и братьями

После этой неудачи мать Руфины взяла инициативу в свои руки. Она буквально за руку отвела дочь во ВГИК, где конкурс был невероятным — 200 человек на одно место. Но и здесь попытка окончилась слезами. Провалившись на вступительных, Руфина скрылась за тяжёлой портьерой, где её заметил профессор Борис Бибиков. Он увидел в хрупкой и отчаянной девушке что-то особенное и пригласил её на свой курс.

Даже поступив, Руфина продолжала сомневаться в себе. Её однокурсники уже получали роли, а она всё ждала своего шанса. Первую свою роль — Акульку в экранизации «Обломова» — она получила по дружбе, участвуя в курсовой работе студента-режиссёра. Но именно эта небольшая роль изменила её жизнь.

Руфину заметил режиссёр Григорий Рошаль и пригласил её сняться в фильме «Вольница». За эту работу актриса получила награду за лучшую женскую роль на международном фестивале в Карловых Варах. В кулуарах поговаривали, что Рошаль был влюблён в юную актрису.

После окончания ВГИКа режиссёр снова предложил ей роль — на этот раз в экранизации трилогии Толстого «Хождение по мукам». Но Нифонтова не сразу согласилась:

«Я эту буржуйку играть не буду. Извините, Григорий Львович. Это не моё».

Но Рошаль настоял. Он отправлял Руфину в консерваторию, чтобы она вдохновлялась музыкой, советовал посещать Третьяковскую галерею, чтобы почувствовать дух эпохи. А ещё он подарил ей томик стихов Блока, чтобы пробудить в ней нужные эмоции.

Именно эта роль сделала её знаменитой. Но путь к славе, как и сама жизнь актрисы, оказался совсем не простым.

Руфина Нифонтова: жизнь, сотканная из шелков и печного дыма

Руфина Нифонтова приезжала на съёмки из железнодорожного барака, где жили с печным отоплением. Контраст между суровой реальностью и утончённой атмосферой её ролей поражал. Режиссёр Григорий Рошаль учил её дышать «шелками и туманами», двигаться так, будто она скользит по зеркальному паркету.

Фильм «Хождение по мукам» стал настоящим хитом, завоевав любовь зрителей. Многие были уверены: карьера Нифонтовой взлетит к вершинам успеха. Но жизнь распорядилась иначе. Однокурсники позже с горечью заметят: вся судьба Руфины — это и было её личное «хождение по мукам».

Её звёздный час наступил, когда в коридоре «Мосфильма» к ней подошёл Михаил Царёв, директор Малого театра. «Хотите служить в театре?» — неожиданно спросил он. Для Руфины это стало судьбоносным моментом. Она, совсем неопытная в театральной работе, согласилась. И больше никогда не изменила Малыму театру.

Царёв сдержал своё обещание: главные роли в спектаклях доставались именно ей. Но судьба сыграла ироничную шутку — свою первую роль в театре Нифонтова сыграла с Верой Пашенной, той самой актрисой, которая когда-то отвергла её в Щепкинском училище.

Их отношения складывались непросто. Молодая выпускница ВГИКа ждала, что скажет Прима: похвалит её или раскритикует. Но Пашенная будто не замечала Руфину, не удостаивала взглядом на репетициях. Это довело Нифонтову до отчаяния, и она всерьёз подумывала отказаться от роли, так и не выйдя на сцену.

Неожиданно Вера Пашенная пригласила Руфину к себе на воскресный чай. Нифонтова приехала заранее, долго гуляла возле дома и, преодолев волнение, постучала в назначенное время.

Пашенная, известная своим безупречным стилем, встретила её в домашнем халате. С порога она произнесла слова из их сценического диалога, словно размягчая напряжение. Этот разговор стал душевным и тёплым. Во время него Пашенная произнесла:

«Я за тебя доигрываю то, что ты пока не умеешь, глупышка: взглядом, жестом, поворотом головы».

После этого спектакля стало ясно: Пашенная видит в Руфине свою преемницу. Именно поэтому она была так строга с ней. Вера Пашенная продолжала опекать Нифонтову, защищала её даже в самых непростых и скандальных ситуациях.

Жизнь Руфины с самого детства была полна испытаний. Она родилась в Москве в простой семье железнодорожника и ткачихи-ударницы. Когда девочке было всего десять лет, началась война. Два её старших брата погибли на фронте. Её брат-близнец Вячеслав, который появился на свет всего на минуту раньше Руфины, стал её самым близким человеком. Именно он, как и мама, окружил её вниманием и заботой, стараясь защитить от всех тягот жизни.

Руфина Нифонтова: хулиганка с большим сердцем

Брат-близнец Руфины, Вячеслав, рос тихим и скромным мальчиком, стараясь не привлекать к себе внимания. А вот Руфина была полной его противоположностью. С раннего детства её темперамент и яркость находили выход в школьных театральных постановках. Когда она играла в «Ромео и Джульетте» пылкого влюблённого, настолько вжилась в роль, что чуть не задушила свою подругу, игравшую Джульетту.

С годами этот огонь внутри неё не угас. Уже будучи актрисой Малого театра, она продолжала проказничать. Например, однажды, будучи обиженной на администратора за то, что он не предоставил ей отдельный номер на гастролях, Руфина устроила небольшую «месть». Вместе с единомышленниками она ночью посыпала его костюм дустом. Утром это вызвало настоящий переполох.

Когда труппа вернулась с гастролей, Михаил Царёв собрал собрание, чтобы разобраться в случившемся.

– Зачем вы посыпали костюм дустом? – возмущался он.

– А вы знаете, для чего используют дуст? – спокойно спросила Руфина.

– Чтобы травить клопов, – ответил Царёв.

– Вот именно! Потому и посыпали, – парировала актриса.

– Вы что, считаете меня клопом?! – вскочил администратор, возмущённый её ответом.

Зал разразился хохотом. Но даже смех не спас Руфину от товарищеского суда, который постановил исключить её из театра. И снова на помощь пришла Вера Пашенная, которая добилась отмены этого решения, дойдя до самой Екатерины Фурцевой. Так Руфина осталась в труппе Малого театра.

В жизни она была такой же прямолинейной, как и на сцене. Её роман с Глебом Нифонтовым, будущим мужем, начался ещё во ВГИКе. Он был старше Руфины на восемь лет и с первого взгляда понял, что влюбился. Однажды, увидев её у окна, он прямо заявил:

– Я не могу без тебя жить.

– А я без тебя могу, – отрезала Руфина.

Но Глеб не сдавался. Он ухаживал за ней, провожал до дома и часто пропускал электричку. Добрая мать Руфины не могла оставить его на улице и стелила ему постель прямо под столом.

Однажды Руфина, смеясь, предложила:

– Давай поженимся. Или ты так и будешь спать под столом?

Так начиналась их история — острая, как и сама Руфина, но полная любви, в которой не было места полумерам.

Руфина Нифонтова: между сценой и семьёй

Когда у Руфины Нифонтовой родилась единственная дочь Ольга, её супруг Глеб взял на себя почти все бытовые хлопоты. Руфина не любила возиться на кухне и, в целом, не была домашним человеком. Её главным приоритетом оставалась сцена, а воспитанием дочери занималась в основном бабушка.

Нифонтова жила с мыслью, что время в искусстве ограничено, и старалась взять максимум от своей карьеры, пока режиссёры предлагали ей глубокие, интересные роли.

Однако её положение в Малом театре начало меняться в конце 1950-х, когда в труппу пришла Элина Быстрицкая — не просто коллега, а настоящая соперница. Между двумя сильными, яркими актрисами сразу же разгорелось напряжение. Они демонстративно не замечали друг друга, не здоровались годами и игнорировали премьеры друг друга.

Дочь Ольга с сыном Мишей

Однажды их пути пересеклись на съёмочной площадке фильма Бориса Бабочкина «Дачники». Именно тогда Руфина позволила себе резкое высказывание на одной из театральных вечеринок:

«За провал Быстрицкой в спектакле “Любовь Яровая”!».

Тост быстро донесли до соперницы. Быстрицкая позвонила Нифонтовой и уточнила:

— Мне сказали, что вы пожелали мне успеха?

— Я желала вам не успеха, а провала, — прямо ответила Руфина.

Несмотря на эту холодную вражду, их вынуждали делить сцену. Например, в спектакле «Любовь Яровая» Руфина сыграла главную роль, а Быстрицкая — машинистку Панову. Соперничество между ними достигло апогея, когда они начали поочерёдно играть Баронессу Штраль в «Маскараде». Нифонтова стремилась к совершенству: она брала уроки у самой Майи Плисецкой, чтобы достичь грациозности в движениях.

Но театр стал не только её убежищем, но и капканом. Руфина часто отказывала кинорежиссёрам, поскольку театр был ей ближе. Со временем её перестали приглашать в кино, и возможности на экране иссякли.

Отношения с дочерью Ольгой тоже не были простыми. Им не хватало близости и тепла. Когда Ольга вышла замуж, её выбор категорически не устроил Руфину и её супруга Глеба. Даже появление внука Миши не примирило актрису с зятем, хотя Руфина обожала мальчика и всегда была рядом с ним.

Так жизнь Нифонтовой продолжала быть полна борьбы — на сцене, в личных отношениях и внутри самой себя. Её судьба напоминала спектакль, где драма и триумф постоянно сменяли друг друга.

Руфина Нифонтова: жизнь, прожитая с искренностью и страстью

После свадьбы дочь Ольга с мужем поселились у родителей. Однако совместная жизнь под одной крышей не складывалась — постоянные ссоры изматывали всех. В попытке улучшить отношения, Руфина согласилась, чтобы молодые переехали на семейную дачу в Истре. Она надеялась, что расстояние поможет им ладить лучше.

В это время в жизни Нифонтовой наступил сложный период. После триумфа в фильме «Хождение по мукам» и успеха в Малом театре всё изменилось. Предложения от режиссёров иссякли, и ей приходилось довольствоваться эпизодами. Пустота в карьере давила. Чтобы заполнить её, актриса занималась дачей, признавая: «Если бы была работа, никакая дача мне не нужна».

Единственной радостью стал внук Миша, которого Руфина обожала и всегда поддерживала.

Но осенью 1991 года её жизнь перевернулась. Муж Глеб погиб в автокатастрофе, и это стало для актрисы сильнейшим ударом. Горе не сблизило её с дочерью, а наоборот — сделало отношения ещё более напряжёнными. Именно в это время врачи поставили Руфине страшный диагноз — рак.

Несмотря на болезнь, Нифонтова продолжала работать. Она сыграла небольшую, но заметную роль в фильме «Сумасшедшая любовь», где перевоплотилась в пациентку психиатрической больницы. На экране она выглядела хорошо, и мало кто знал, через что ей приходится проходить в реальной жизни. В театре она продолжала играть бессмертную классику, не теряя связи со сценой, которая всегда была её убежищем.

С дочерью Юлей. 1990 год

В её творческом пути наметился новый поворот: в 1994 году её пригласили на роль Екатерины II в мюзикле «Капитанская дочка». Руфина с радостью согласилась, готовясь впервые в жизни петь со сцены. Премьера должна была состояться в конце ноября, но судьба распорядилась иначе.

27 ноября 1994 года актриса вернулась домой после долгой прогулки. Она поговорила по телефону с дочерью, перенесла встречу на следующий день и отправилась в ванную. Включив горячую воду, Руфина потеряла сознание. Её нашли лишь тогда, когда вода начала заливать соседей.

Руфина Нифонтова прожила жизнь, полную искренности и ярких эмоций. Она всегда говорила то, что думала, не терпела интриг и лжи. Её героини — утончённая Катя Булавина из трилогии «Хождение по мукам», яркая и карикатурная Мадам Токарчук из фильма «Интервенция», самоотверженная Любовь Яровая — навсегда остались в сердцах зрителей.

Её талант остался неизменным, несмотря на испытания, потери и временное забвение. Руфина Нифонтова смогла сохранить себя, не растратив дар на посредственные работы, и осталась любимой актрисой для нескольких поколений. Её искренняя любовь к искусству сделала её бессмертной в памяти зрителей.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab