воскресенье, 26 января 2025 г.

«Обыкновенное чудо»: сказка, которая учит верить в мечту


«Обыкновенное чудо»: сказка, которая учит верить в мечту

«Обыкновенное чудо» – это не просто фильм, это приглашение в мир, где грани между реальностью и волшебством стираются. Это история, которая мягко и ненавязчиво напоминает нам о силе любви, искренности и доброты, побуждая задуматься о том, что мечты всегда живут в наших сердцах. Этот фильм Марка Захарова – как тонкое музыкальное произведение, каждая нота которого трогает душу, вдохновляет верить в себя и в то, что чудеса происходят, когда мы готовы их принять.

Интересные факты о фильме «Обыкновенное чудо»

Фильм Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1979) – это по-настоящему легендарное произведение, ставшее мудрой и трогательной сказкой для взрослых. Эта картина удивительным образом сочетает в себе искренность, юмор и лёгкую грусть, заставляя зрителя вновь и вновь возвращаться к её волшебному сюжету. Как звучит в прологе пьесы Евгения Шварца: «О любви можно говорить, петь песни, а мы расскажем о ней сказку». Эти слова словно раскрывают загадку фильма, предлагая заглянуть в его сердце.

Каждый новый просмотр открывает зрителю неизведанные глубины этой истории, даря свежие впечатления и неожиданные смыслы. Искромётный сюжет, утончённый юмор, уникальная актёрская игра, чарующая музыка и безупречная режиссура – всё это превращает фильм в настоящее волшебство. Каждое движение, каждая улыбка актёров наполнены такой точностью и выразительностью, что зритель невольно проникается чувством чуда и тепла, словно сам становится частью этой невероятной истории.

Залог успеха – сильная команда

Когда Марку Захарову предложили снять для телевидения сказку по пьесе Евгения Шварца, он воспринял это без особого энтузиазма. Пьеса не произвела на него впечатления, а неудачная экранизация 1964 года режиссера Эраста Гарина лишь усиливала сомнения. Однако мечта поработать с любимыми актёрами – Олегом Янковским, Евгением Леоновым, Андреем Мироновым и Александром Абдуловым – подтолкнула режиссера к тому, чтобы дать проекту шанс. Позже Марк Анатольевич вспоминал, что, создавая режиссёрский сценарий, он находил вдохновение, погружаясь в своеобразный творческий транс под песни Джо Дассена.

Можно сказать, что именно атмосфера музыки талантливого француза вдохновила Захарова на создание этой волшебной картины. Но успех фильма – это не только заслуга режиссёра, но и команды, которую он собрал. Художник-постановщик Людмила Кусакова, оператор Николай Немоляев, поэт Юлий Ким (скрывавшийся под псевдонимом «Ю. Михайлов»), композитор Геннадий Гладков и, конечно, звёздный актёрский ансамбль – каждый из них внёс свою неповторимую лепту. Эта команда превратила фильм в настоящий шедевр, объединив талант, опыт и искреннюю любовь к искусству.

Музыкальные нюансы

С первых секунд фильма внимательный зритель мог заметить знакомую мелодию, напоминающую музыку из фильмов о Джеймсе Бонде. Это не случайность, а творческая задумка Марка Захарова, который был поклонником композитора Джона Барри и знаменитого агента 007. Лёгкая аллюзия добавляла фильму особую атмосферу и тонкую нотку иронии, столь характерную для стиля Захарова.

Изначально для картины было создано шесть песен, но в финальную версию вошли только пять. Однако «Песню охотника» в исполнении Михаила Боярского, которая так и не появилась в фильме, можно услышать на виниловой пластинке, выпущенной после премьеры.

Особенность фильма заключалась ещё и в том, кто исполнял песни. Лишь Андрей Миронов исполнял свои вокальные партии сам, а за других актёров пели талантливые Лариса Долина и Леонид Серебренников. Этот творческий подход позволил сохранить высочайший уровень музыкального сопровождения, сделав его неотъемлемой частью волшебного настроения фильма.

Звёздный актёрский состав

Александр Абдулов


В роли Медведя Марк Захаров изначально видел Александра Збруева, но тот не проявил интереса к персонажу. Затем режиссёр рассматривал Александра Курепова, но тот остался работать во Франции после парижских гастролей. Так в поле зрения Захарова оказался Александр Абдулов. На пробах актёр с улыбкой заметил: «С удовольствием, потому что всё равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский». Эта фраза настолько поразила режиссёра, что он решительно настоял на кандидатуре Абдулова, несмотря на скепсис худсовета, который сомневался, что молодой актёр сможет органично вписаться в ансамбль таких признанных мастеров, как Янковский, Леонов, Миронов и другие.

Позже Абдулов признавался, что роль Медведя стала для него огромной удачей и подарком судьбы:

«Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, где были Леонов, Янковский, Миронов, Соломин, Купченко, Симонова, – это дорогого стоило! Они могли бы легко “разорвать одеяло” в разные стороны, оставив меня ни с чем. Но эта команда поддержала меня, и благодаря им что-то у меня получилось... Это был особый кинематограф, который изобрёл Марк Захаров».

С самого начала Захаров предупредил Абдулова: все трюки, включая верховую езду, он должен будет выполнять самостоятельно. Хотя у актёра не было серьёзного опыта общения с лошадьми, он уверенно заявил: «Дублёр мне не нужен, я всё сделаю сам». Однако самоуверенность не обошлась без последствий.

В одной из сцен Абдулов должен был на полном скаку въехать под арку, зацепиться за её выступ, подтянуться и проникнуть в окно. Выполняя трюк, он забыл вынуть ноги из стремян. В результате актёр упал, запутавшись ногой в стремени, и был протащен несколько метров галопирующей лошадью. Захаров предложил заменить его дублёром, но Абдулов настоял на своём и позже выполнил трюк идеально, доказав своё упорство и готовность работать до конца.

Олег Янковский


Когда подготовка к съемкам уже была завершена, случилось непредвиденное: Олег Янковский, незаменимый Волшебник Марка Захарова, оказался в реанимации с сердечным приступом. Узнав об этом, режиссёр немедленно отправился в больницу, чтобы поддержать актёра. Своими словами он снял с Янковского всякие сомнения: «Мне нужны только Вы, мы будем ждать». Захаров отложил съёмки, пока его главный Волшебник не поправится. Позже Янковский признавался, что если бы не эта роль, он, возможно, никогда не сыграл бы Свифта, Мюнхгаузена или Дракона.

– Тебя кто-то обидел?

– Ты.

– Глупец! Что же я, окаянный, наделал?

Образ Волшебника создавался с особым вниманием. Он должен был быть одновременно уютным, домашним – словно хозяин старинной усадьбы, – и таинственным, пропитанным магией. Для этого Янковскому пришлось перемерить множество костюмов, пока не нашёлся тот самый образ. Выбор пал на растянутую вязаную кофту, надетую поверх рубашки с кружевами и водолазки. Борода, ставшая неотъемлемой частью персонажа, была тщательно создана гримёрами буквально по волоску.

В этом образе Янковский успел одновременно сняться и в мелодраме «Мой ласковый и нежный зверь», добавляя своему персонажу глубину и мягкость, которая так полюбилась зрителю. Благодаря кропотливой работе над каждой деталью Волшебник стал настоящим воплощением чуда и тепла, пронзающим сердце каждого, кто смотрит этот фильм.

Евгения Симонова


Обычно, приступая к работе над фильмом, Марк Захаров точно знал, кого хочет видеть в главных ролях. Однако даже такие мастера не могли обойти требования худсовета, обязывающего проводить фотопробы. На роль своенравной Принцессы Захаров изначально не имел конкретной кандидатуры. Пробы проходили Вера Глаголева, Лариса Удовиченко, Марина Яковлева, Евгения Глушенко и Евгения Симонова. Хотя Захаров долго не был уверен в Симоновой, он не спешил ей отказывать, продолжая тестировать других актрис. Всё изменил оператор Николай Немоляев, который снял Симонову в чёрном мужском костюме настолько изящно и выразительно, что режиссёр был вынужден признать – Принцессу должна играть именно она.

На съёмках с Евгенией Симоновой регулярно происходили курьёзные и сложные ситуации. В одной из сцен, которую снимали в песчаном карьере с огромной лужей, Захаров попросил Симонову и Абдулова подойти ближе к воде. Неожиданно Евгения закричала – мокрый песок начал засасывать её, и за считаные секунды она ушла по пояс. Попытки выбраться только усугубляли положение. Когда Абдулов бросился ей на помощь, песок начал затягивать и его. На помощь вовремя пришли пожарные, дежурившие на площадке, благодаря которым актёров удалось спасти.

«Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!»

Не менее сложной оказалась сцена с пистолетом, которого Симонова панически боялась. Она категорически отказывалась стрелять, и из-за этого съёмку пришлось прервать. Лишь после долгих уговоров Захарова актриса всё-таки согласилась, но даже в готовом фильме заметно, как она зажмуривается, нажимая на курок.

Хотя роль Принцессы принесла Симоновой популярность, она сыграла с актрисой и злую шутку. Её надолго «закрепили» в образе нежной и романтичной героини. Многие режиссёры видели её исключительно в подобных ролях, что стало настоящим испытанием для разноплановой актрисы, стремившейся к более глубоким и разнообразным образам.

Евгений Леонов


Предложение сняться в фильме застало Евгения Леонова в разгар планов на отпуск – он собирался в Германию и не хотел отказываться от поездки. Однако и отказать Марку Захарову Леонов не мог. В результате актёр поставил условие: он готов работать в фильме, но у режиссёра есть только десять дней, в течение которых он готов сниматься круглосуточно. Такой жёсткий график привёл к тому, что Леонов часто приходил на площадку, не зная текста своего Короля, и учил реплики буквально перед началом сцены.

«То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь.»

«Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, — со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки — я буду всё это бить. Уберите хлеб из овина — я… подожгу… овин…»

Несмотря на столь сжатые сроки, Леонов блестяще справлялся с ролью, добавляя персонажу не только глубину, но и уникальный шарм. Он часто импровизировал на площадке, предлагая свои варианты сцен, которые нередко оказывались сильнее запланированных. Марк Захаров высоко ценил это качество Леонова, отмечая, что Евгений Павлович обладал удивительным даром «чувствовать кадр» – видеть его так, как он будет выглядеть на экране.

Леонов нередко предлагал снимать дополнительные, так называемые «актёрские дубли», которые в итоге оказывались более выразительными и эмоциональными, чем режиссёрские задумки. Его интуиция, талант и лёгкость в работе не только усилили образ Короля, но и сделали его одним из самых запоминающихся персонажей фильма, полным жизни, юмора и скрытой грусти.

Замечания цензоров

Марк Захаров был известен тем, что часто прислушивался к советам своих коллег. Однако даже он не всегда следовал чужому мнению, особенно если чувствовал, что его решение важно для фильма. Когда Евгений Леонов предложил вырезать сцену, где Король машет рукой, приветствуя народ в манере, напоминающей жесты членов Политбюро на трибуне Мавзолея, режиссёр решил оставить её. Леонов опасался, что такой эпизод вызовет критику и приведёт к «запрету» фильма, но Захаров оказался прав – сцена не вызвала никакой негативной реакции со стороны чиновников.

Неожиданно внимание цензоров привлекли совсем другие, на первый взгляд безобидные моменты. Например, песня о воробушке и бабочке, в которой бабочка «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк», вызвала бурные обсуждения. Цензоры усмотрели в тексте скрытый сексуальный подтекст, предположив, что воробей преследует бабочку с недвусмысленными намерениями. Чтобы оставить песню в фильме, Захарову пришлось убеждать их, что воробушек всего лишь хотел… съесть бабочку. Ситуацию спасло и то, что песню исполнял любимый публикой Андрей Миронов – его участие добавило эпизоду своеобразного «иммунитета».

Однако не все фразы удалось отстоять. Например, реплику «Стареет наш королёк» цензоры сочли слишком очевидной аллюзией на стареющего Брежнева, и её пришлось вырезать. Этот случай ещё раз подчеркнул, насколько тонким искусством было создание фильмов в условиях жёсткой цензуры, где каждый эпизод мог стать поводом для споров, а иногда и угрозой для выхода картины.

Шикарные декорации нашлись на свалках

Невероятные декорации дома Волшебника, навевающие зрителю воспоминания о детстве и ожидании чуда, были созданы буквально из мусора. Огромный часовой механизм и летучий корабль с мутным шаром – всё это, как вспоминала художник-постановщик Людмила Кусакова, было найдено на свалках. Весь антураж фильма – зеркала, странные рисунки, загадочные часы, костюмы и прочие детали – создавался из подручных материалов, что подчёркивало острый дефицит тех лет.

Эта уникальная техника формирования образов привела к удивительной эклектике стилей и эпох: от Средневековья и романтизма до современных 70-х годов, когда и снимался фильм. Каждый наряд, каждый элемент декораций в фильме не просто дополнял атмосферу, но имел своё значение и роль в повествовании.

Одним из самых знаковых символов фильма стало изображение дракона, которое жена Волшебника стирает в финальной сцене. Этот рисунок – копия гравюры Иоганна Цана «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения» (1702 год). Гравюра, изначально созданная как иллюстрация к научному труду по оптике, в фильме приобрела философское звучание. Она появляется несколько раз, а в конце становится отражением внутреннего состояния Волшебника.

К финалу картины дракон символизирует усталость души Волшебника, который потерял контроль над событиями и перестал прислушиваться к своему сердцу. Когда жена стирает изображение, зрителю открывается, что оно было нарисовано не на холсте, а на зеркале. Это символическое решение подчёркивает, что Волшебник превратился из творца, зажигающего сердца, в простого наблюдателя – зеркала, которое лишь отражает реальность, не влияя на неё.

Интересно, что спустя почти десять лет в фильме «Убить дракона» (1988) того же Марка Захарова Янковский сыграет уже самого Дракона, но в разных обличьях. Этот своеобразный перекрёсток смыслов и ролей ещё раз подчёркивает глубокую философскую нить, проходящую через творчество Захарова.

Образы героев

Костюм Волшебника в фильме многослойен не только внешне, но и по своему смыслу. Три его элемента раскрывают разные грани персонажа: серая вязаная кофта подчёркивает его «домашность» и семейственность, белая блузка с оборками символизирует мечтательность и кажущуюся доброту, а водолазка с массивной цепью намекает на его истинную природу – колдуна и мага. Финальная сцена, где герои избавляются от верхней одежды, превращает Волшебника в величественного и почти сакрального персонажа, полностью раскрывая его внутренний мир.


На контрасте с Волшебником строится образ его жены, которую сыграла Ирина Купченко. Её утончённая внешность подчёркнута простым домашним платьем с фартуком. Однако цвет и отделка платья намекают на романтизм её натуры, а её интеллигентность и эмоциональная глубина видны с первого взгляда.

Костюмы Медведя и Принцессы тоже говорят о многом. Белые оборки их нарядов подчеркивают душевную чистоту, мечтательность и романтичность обоих героев. Единственное, что напоминает о животной сущности Медведя, – это кожаный пиджак и штаны для верховой езды, которые он носит на протяжении всего фильма.

Образ Короля поражает своей двойственностью. Его тяжёлая железная корона – символ власти, суровости и жестокости – контрастирует с остальным костюмом, который делает его персонажем почти комичным, полушутом и полуребёнком. Это противопоставление лишь усиливает многогранность образа.

Придворная дама Эмилия выделяется увесистой шляпой, которая завершает её эксцентричный наряд и подчёркивает её высокий статус и непростой характер. В свою очередь, образ трактирщика Эмиля, любви её молодости, противоположен ей. Их встреча меняет обоих, что отражается даже в костюмах: к концу фильма шляпа Эмилии исчезает, а Эмиль обретает элегантный и городской вид.


Каждый герой этой сказки, даже отрицательный, вызывает симпатию. Король в исполнении Евгения Леонова, несмотря на свои грубые и порой неприятные слова, неизменно заставляет зрителей улыбаться. Самовлюблённый министр, сыгранный Андреем Мироновым, выглядит скорее обаятельным, чем вызывающим неприязнь. Романтичный Медведь Александра Абдулова олицетворяет доброту и искренность, моментально покоряя сердца зрителей. И, конечно, Волшебник Олега Янковского – тот самый персонаж, который остаётся с нами даже после того, как сказка заканчивается, наполняя душу теплом и верой в чудо.

О чём же на самом деле фильм «Обыкновенное чудо»?

«Обыкновенное чудо» – это сказка, совершенно не похожая на другие. Она пронизана лёгкой грустью, глубокими размышлениями о невозможном и, вместе с тем, робкой надеждой на счастье. Это сказка-перевёртыш, где привычные правила нарушены: поцелуй здесь не снимает проклятие, а наоборот, пробуждает его. Здесь нет традиционного счастливого финала, но именно это делает фильм настолько пронзительным и настоящим.

Эта история словно непрерывно общается со зрителем. Актёры смотрят в пустоту, но каждый понимает, что обращение направлено к нему. Всё действие фильма держит зрителя в ожидании волшебства, которое кажется уже совсем близким. И это чудо действительно случается – в тот момент, когда сказка и её герои выходят из-под контроля меланхоличного Волшебника.

Фильм красной нитью затрагивает глубокий и болезненный страх перед собственными чувствами, который знаком многим. Медведь боится своей любви, Принцесса – последствий этой любви, а вокруг них раскрываются другие людские слабости: вседозволенность Волшебника, превращающего жизнь в экспериментальную «лабораторию»; его творческий кризис и неспособность понять свои эмоции; бесчувственная жадность Министра; инфантильность Короля, который воспринимает жизнь как шутку; и цинизм, ирония и коварство других персонажей. Но за всеми этими пороками скрывается общая истина: каждый герой этой сказки нуждается в своём собственном «обыкновенном чуде», чтобы обрести гармонию и излечить душу.

И что делает фильм по-настоящему сильным, так это искренность героев. Они настолько живые и настоящие, что зритель невольно начинает сопереживать каждому из них, следя за их трансформациями и внутренними открытиями. И хотя финал фильма остаётся светлым, он оставляет за собой вопросы: почему люди разучились мечтать? Почему вера в чудо кажется такой наивной в современном мире? И как мы допустили, чтобы это стало нормой?

«Обыкновенное чудо» – это ода романтикам и мечтателям, немного грустная, но очень тёплая сказка, напоминающая, что каждый человек рождён для счастья. Это история о том, что добро и любовь сильнее всего на свете – нужно лишь верить в себя и свои силы.

Сегодня этот фильм особенно актуален, потому что Марк Захаров тонко и ненавязчиво показал те человеческие пороки, которые мы уже почти перестали замечать в своей жизни. Но как же чудо? Оно всё ещё возможно. Просто нужно открыть сердце, поверить в него – и оно произойдёт.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab