Закулисные истории советского кино: 9 случаев, когда зрители и не догадывались о неожиданных решениях режиссеров
Советское кино всегда ассоциировалось с мастерством, душевностью и атмосферой, которая приковывала внимание миллионов зрителей. Однако за кадром происходили события, порой не менее увлекательные, чем сами фильмы. Невероятные замены актеров, неожиданные решения режиссеров, творческие поиски и даже дружеские уловки — все это скрыто в историях, которые сделали эти картины такими любимыми. Погрузитесь в этот мир ярких событий и узнайте новые грани любимых фильмов!
9 случаев, когда актеры в СССР не хотели сниматься, но зритель этого даже не заметил
Советские актеры, как и все люди, сталкивались с трудностями: от творческих кризисов, как у Вячеслава Тихонова, до серьезных конфликтов с режиссерами, как это было у Евгения Моргунова. Но съемочный процесс не ждет, и режиссеры нередко прибегали к хитростям, чтобы «уговорить» актеров. Расскажем, какими способами им удавалось обойти эти препятствия.
1. Как Ростоцкий «выпросил» у Тихонова роль через дружбу
Роль учителя в фильме «Доживем до понедельника» стала одной из самых ярких в карьере Вячеслава Тихонова. Но мало кто знает, что зрители могли так и не увидеть его в этом образе — худсовет предлагал совсем других кандидатов, таких как Зиновий Гердт или Борис Бабочкин.
Однако режиссер Станислав Ростоцкий был уверен: никто не справится с этой ролью так, как Тихонов. Сам же актер принял предложение крайне холодно — он просто не видел себя в роли школьного педагога.
Ростоцкому пришлось пойти на хитрость, сыграв на чувствах дружбы:
«Если ты мне друг, ты должен играть!»
Эти слова сработали. Тихонов, хотя и с сомнениями, согласился на роль. И это решение оказалось поворотным для него.
Именно работа в этом фильме помогла актеру справиться с тяжелым творческим кризисом. После выхода картины «Война и мир» Тихонов жестко критиковал себя, считая, что провалил роль князя Болконского. Разочарование было настолько сильным, что он даже подумывал завершить карьеру. Но съемки в фильме Ростоцкого буквально «воскресили» его, вернув ему веру в свои силы и любовь к профессии.
Тихонов сам признавался, что этот образ стал для него не просто работой, а спасением.
2. Как в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» Атоса заменили, а зрители так и не догадались
Помните эмоциональную сцену из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», где друзья оплакивают Констанцию? Если пересмотреть момент, можно заметить, что лицо Атоса почти не видно — он низко опустил голову. Кажется, это сделано для драматического эффекта? Но причина гораздо более интересная: в этой сцене вместо Вениамина Смехова снимался дублер.
Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил Смехова на роль Атоса, пробы даже не проводились. Режиссер был впечатлен игрой актера в Театре на Таганке и был уверен, что тот идеально подойдет. Однако график Смехова оказался крайне насыщенным: из-за постоянных выступлений в театре он мог выделять для съемок лишь несколько дней в неделю.
Эпизод с оплакиванием Констанции оказался одной из последних сцен, которые снимали. Песня для Д’Артаньяна была написана ближе к завершению работы над фильмом, а Смехов не смог приехать на площадку из-за театральных обязательств.
Режиссеру пришлось импровизировать: вместо Смехова в кадр вышел дублер. Чтобы замена осталась незаметной, Атос «уткнулся» лицом в рукав Портоса. Этот прием оказался настолько удачным, что даже самые внимательные зрители не обратили на это внимание.
Эта хитрость — еще одно подтверждение, как мастерски в советском кино решали даже самые сложные съемочные задачи. И, пожалуй, это еще больше подчеркивает магию того кинематографа, где каждый эпизод был пронизан трудом и творчеством.
3. Как Вивальди помог Василию Лановому принять роль в фильме «Офицеры»
Сегодня сложно представить фильм «Офицеры» без Василия Ланового в роли Ивана Вараввы. Эта роль стала не просто одной из главных в его карьере, но и культовой для советского кинематографа. Однако мало кто знает, что Лановой трижды отказался от съемок, прежде чем согласился. И на помощь режиссеру неожиданно пришел... композитор Антонио Вивальди.
Для Ланового сценарий «Офицеров» сначала казался чуждым. Ему не удавалось понять своего героя, а романтическая линия с безответной любовью вызывала внутреннее отторжение. Как признавался сам актер, он не чувствовал, что сможет раскрыть Варавву. Фильм, казалось, должен был быть о героических офицерах, но история оказывалась гораздо глубже.
Трижды он отказывался от роли, считая, что не справится с образом.
Все изменилось, когда Лановой неожиданно нашел ассоциацию между своим героем и музыкой Вивальди. Его слова передают этот момент озарения:
«Именно эта музыка и стала импульсом, толчком на пути к образу. Меня вдруг как током пронзила мысль: так вот же он, Варавва — радостный, открытый, звонкий, в котором кипит радость бытия, и весь он искрится, как звучащая музыка».
Эта мысль стала для актера ключом к созданию яркого и живого образа, который полюбился зрителям.
Фильм стал настоящей классикой советского кино, а Лановой вместе с Георгием Юматовым был назван главным «офицером» страны по версии журнала «Советский экран». Картина до сих пор остается одной из любимых у зрителей, а роль Вараввы вошла в историю как одна из самых запоминающихся в карьере Ланового.
Можно сказать, что благодаря вдохновению, найденному в музыке, Лановой не только сыграл эту роль, но и оставил незабываемый след в советском кинематографе.
4. Как Виктор Павлов удержал Владимира Конкина от побега со съемок «Места встречи изменить нельзя»
Сегодня трудно представить сериал «Место встречи изменить нельзя» без Владимира Конкина в роли Володи Шарапова. Однако актер мог вовсе не завершить свою работу над образом — он был готов бросить съемки в самый разгар. Ситуацию спас его коллега Виктор Павлов, чья поддержка буквально изменила ход событий.
Во время съемок Конкин был настолько подавлен, что однажды решил сбежать. В коридоре гостиницы он тайком собрал вещи и уже готов был исчезнуть, когда его поймал Виктор Павлов. Понимая, что приятель находится на грани, Павлов решил поддержать его самым неожиданным образом.
Он забавно прочитал сценарий, комично обыгрывая реплики, что вызвало у Конкина неудержимый смех.
«Видит бог, я чуть не помер со смеху. Так он произносил каждую реплику, что я не мог идти, у меня ножки крестиком были, задыхался — так хохотал. И этот гений вырвал клещами из меня тот неправильный ржавый гвоздик сомнений и горечи», — вспоминал Конкин.
После этой сцены дружеской поддержки Конкин передумал уезжать, вернулся в свою комнату и решил доиграть роль до конца.
Одной из причин напряжения была атмосфера на съемочной площадке. Конкин не понравился ни авторам сценария, ни своему партнеру по фильму Владимиру Высоцкому. Высоцкий изначально хотел видеть в роли Шарапова своего друга Ивана Бортника, но режиссер Станислав Говорухин настоял на Конкине.
Разные взгляды на жизнь и работу привели к тому, что между Конкиным и Высоцким регулярно возникали конфликты. Высоцкий, человек с сильным характером и харизмой, не жаловал Конкина, что еще больше усугубляло его психологическое состояние.
Виктор Павлов оказался тем человеком, который смог остановить Конкина в самый сложный момент. Благодаря его поддержке Конкин преодолел свои сомнения и завершил работу над образом, который стал одной из главных ролей в его карьере.
Сегодня зрители пересматривают «Место встречи изменить нельзя» с теплотой, не подозревая, какой драмой за кулисами была наполнена работа над этим культовым сериалом. И, пожалуй, без Виктора Павлова история Володи Шарапова могла бы остаться недосказанной.
5. Как Леонид Гайдай решил не видеть Евгения Моргунова на съемках «Кавказской пленницы»
Из культовой тройки Трус, Балбес, Бывалый больше всего споров и сложностей всегда вызывал Евгений Моргунов. В отличие от Юрия Никулина и Георгия Вицына, с которыми Гайдаю было комфортно работать, Моргунов часто становился источником напряжения. Причина — его острый язык, любовь к розыгрышам и, как многие считали, пренебрежительное отношение к коллегам.
Конфликт достиг пика во время съемок фильма «Кавказская пленница». На одной из встреч, где Гайдай показывал актерам отснятый материал, Моргунов появился в неподобающем состоянии — "навеселе" и в компании своих шумных поклонниц.
По разным версиям, ситуация обострилась из-за реплики Моргунова:
По одной из них, когда Гайдай попросил Моргунова вести себя потише, тот с усмешкой бросил:
«Подумаешь, режиссер, тоже мне Феллини!»
По другой версии, он язвительно заметил:
«Гайдай, что-то ты совсем мышей не ловишь!»
Обе фразы стали последней каплей. Режиссер воспринял это как серьезное оскорбление.
В результате конфликта Гайдай принял радикальное решение. Во время съемок «Кавказской пленницы» крупные планы с участием Моргунова были сняты, но во многих сценах его заменяли дублером. При финальном монтаже Гайдай вырезал эпизоды с Моргуновым, оставив только то, что было необходимо для сюжета.
Этот шаг стал ясным сигналом: работать с Моргуновым дальше Гайдай не собирался.
Несмотря на разногласия за кадром, финальная версия фильма получилась цельной. Моргунов, даже в урезанном виде, остался яркой частью тройки Трус, Балбес, Бывалый, а зрители вряд ли могли догадаться о драме, которая разворачивалась за кулисами.
И хотя творчество Гайдая и Моргунова оставило яркий след в советском кино, их профессиональные отношения так и не восстановились после этого конфликта.
6. Курьез на съемках «Приключений Электроника»: Караченцова заменил рабочий
Одна из самых запоминающихся сцен фильма «Приключения Электроника» — момент, когда бандит Урри, которого сыграл Николай Караченцов, прячется внутри бронзовой статуи. Но, как оказалось, зрители вовсе не видят в этом эпизоде любимого актера! Вместо него внутри статуи находился обычный рабочий.
Во время съемок Николай Караченцов был невероятно занят: его график в «Ленкоме» оставлял минимальное время для работы на съемочной площадке. Чтобы не откладывать съемки, режиссеру нередко приходилось искать выход — в некоторых сценах актера заменяли дублеры или даже технический персонал.
Так случилось и в сцене со статуей. Вместо Караченцова внутрь залез один из рабочих съемочной группы.
Съемки проходили осенью, и на улице было прохладно. Чтобы рабочий согрелся, ему предложили немного горячительного. Это, видимо, сыграло свою роль: мужчина задремал внутри статуи.
Съемочная группа, увлекшись своими делами, совершенно забыла про «замену» Урри и ушла домой. Ночью рабочий очнулся, увидел темноту вокруг и запаниковал. Его крик разнесся по зданию, где проходили съемки. К счастью, сотрудники музея, услышав шум, пришли на помощь и вызволили беднягу.
Никто из зрителей так и не догадался, что внутри статуи в тот момент находился не Караченцов. Этот случай стал одной из многочисленных забавных историй советского кино, которые лишь подчеркивают, каким непростым, но иногда и веселым был процесс съемок.
И, несмотря на подобные курьезы, фильм остался в сердцах миллионов зрителей, а роль Караченцова, даже с заменами, стала одной из самых ярких в картине.
7. Как Евгения Леонова уговорили сняться с настоящим тигром в «Полосатом рейсе»
Сцена из фильма «Полосатый рейс», где Евгений Леонов оказывается буквально лицом к лицу с огромным тигром, до сих пор заставляет зрителей замирать от напряжения. Этот эпизод кажется настолько опасным, что ходили слухи: артист согласился на съемки только при условии, что между ним и хищником будет пуленепробиваемое стекло. Но правда оказалась гораздо более впечатляющей.
Как рассказал оператор фильма Владимир Долинин, съемка этой сцены проходила в павильонах «Ленфильма» на специально построенных декорациях. Никакого стекла между Леоновым и тигром действительно не было.
«Леонов боялся, конечно, и уговаривали его долго, но в конце концов отсняли все как есть», — вспоминал Долинин.
Страх Леонова был вполне обоснованным, ведь актер оказался в непосредственной близости от дикого хищника. Однако режиссер и съемочная группа сделали все возможное, чтобы свести риск к минимуму.
Чтобы тигр в кадре вел себя правильно, под голову Леонова положили кусок мяса. Этот трюк привлекал внимание животного, заставляя его смотреть в нужную сторону.
Дополнительно под ванной, где находился актер, спрятался дрессировщик, готовый в любой момент вмешаться, если ситуация выйдет из-под контроля.
Несмотря на все предосторожности, съемки этой сцены стали настоящим испытанием для Евгения Леонова. Его неподдельный страх и естественная реакция сделали сцену настолько реалистичной, что зрители по сей день переживают за героя в этот напряженный момент.
Этот эпизод стал одним из ярчайших в фильме, подчеркивая не только мастерство съемочной группы, но и невероятное мужество Леонова. Его работа в этой сцене — пример профессионализма, который навсегда остался в истории советского кино.
8. Почему в «Земле Санникова» Губина играют два разных актера
Юрий Назаров исполнил роль каторжанина Губина в приключенческом фильме «Земля Санникова». По крайней мере, так думают зрители. Но если присмотреться к отдельным сценам, можно заметить, что в образе Губина мелькает другое лицо — Сергея Шакурова.
Изначально роль Губина была отдана Сергею Шакурову. Однако во время съемок у актера возник конфликт со съемочной группой, и его заменили на Юрия Назарова. Но переснимать уже отснятые сцены с Шакуровым не стали из-за ограниченного бюджета и жестких сроков. В итоге в финальной версии фильма остались кадры, где роль Губина исполняет Шакуров, хотя основной образ воплощал уже Назаров.
Ситуация с заменой актера была не единственным вызовом для съемочной группы. С самого начала работа над «Землей Санникова» шла с трудностями.
Владимир Высоцкий должен был сыграть одну из ключевых ролей, но внезапно его заменили на Олега Даля. Это решение вызвало недоумение у многих, а Даль, часто появлявшийся на площадке в нетрезвом состоянии, усугублял атмосферу. Он открыто критиковал режиссеров, называя их дилетантами.
Постоянные конфликты на площадке и угроза закрытия проекта привели к тому, что съемочный процесс стал еще более хаотичным. Именно в этой обстановке часть сцен с Шакуровым оказалась в финальной версии фильма, несмотря на замену актера.
«Земля Санникова» стала примером того, как сложности на съемочной площадке могут отразиться на финальном продукте. Зрители до сих пор обсуждают эту «двойную роль», даже не подозревая, что за кадром скрывалась череда конфликтов.
Фильм, несмотря на все сложности, вошел в золотой фонд советского кино, а Юрий Назаров и Сергей Шакуров, пусть и невольно, оба оставили свой след в этой картине.
9. Почему Сидор Лютый исчез из трилогии «Неуловимые мстители»
Образ харизматичного и колоритного Сидора Лютого из первой части «Неуловимых мстителей» запомнился зрителям, но во второй и третьей частях фильма его не оказалось. На самом деле, герой должен был появляться во всех трех картинах, но творческий конфликт между актером Владимиром Трещаловым и режиссером Эдмондом Кеосаяном изменил изначальный сценарий.
Владимир Трещалов и Эдмонд Кеосаян оба обладали сильными характерами, и во время съемок между ними возник серьезный конфликт. Оператор фильма Валерий Куракин вспоминал:
«Герой Трещалова должен был „пройти“ через все три части картины. Но как-то между взрывным Трещаловым и горячим Кеосаяном произошла ссора».
Результатом этой ссоры стало решение «убрать» героя из сценария последующих частей трилогии. Сидор Лютый просто исчез из сюжета, несмотря на то, что зрители полюбили его за харизму и яркий характер.
Обидевшись на режиссера, Трещалов отказался даже озвучивать своего персонажа в первой части. В итоге голос Лютого на экране принадлежит другому актеру — Евгению Веснику. Этот факт стал известен лишь спустя годы, но он добавил еще больше интриги к судьбе героя.
Сидор Лютый мог бы стать одним из ключевых персонажей трилогии, но его исчезновение стало примером того, как творческие разногласия за кадром могут повлиять на конечный результат.
Несмотря на это, первая часть «Неуловимых мстителей» с участием Владимира Трещалова оставила яркий след в памяти зрителей, а его герой навсегда остался символом хитрости и обаяния.
0 коммент.:
Отправить комментарий