пятница, 31 января 2025 г.

Актерам не позволяли общаться за пределами съемочной площадки. 3 малоизвестных факта о фильме «Долгая дорога в дюнах»


Актерам не позволяли общаться за пределами съемочной площадки. 3 малоизвестных факта о фильме «Долгая дорога в дюнах»

Этот культовый сериал стал знаковым для советского кинематографа, но его путь на экраны оказался далеко не простым.

В 1982 году на экраны вышла драма «Долгая дорога в дюнах». Трогательная история любви, испытаний и потерь, охватывающая военные и послевоенные годы, глубоко тронула зрителей. Однако сам процесс создания картины был не менее драматичным. Вот три факта из истории ее съемок, которые известны далеко не всем.


Алоиз Бренч поначалу отказывался снимать фильм по сценарию Руднева

В начале 1970-х годов Юрмала была одним из самых популярных курортов Советского Союза, и немалую роль в этом сыграл Олег Руднев. В 1966 году его назначили первым секретарем Юрмальского горкома партии.

Однажды он услышал историю любви Марты и Артура — местных жителей, которым не суждено было быть вместе из-за строгих сословных традиций. Этот сюжет настолько его впечатлил, что он написал рассказ «Жизнь в долг» и показал его Роберту Рождественскому. Поэт, ознакомившись с текстом, назвал его слишком «схематичным» и посоветовал добавить больше деталей и глубины.

Руднев переработал историю, превратив ее в роман. Однако мнение Рождественского осталось неизменным: он был уверен, что «Жизнь в долг» больше походит на сценарий фильма, чем на полноценное литературное произведение.

Идея экранизации полностью захватила Руднева. К тому моменту он уже возглавлял Госкомитет по кинематографии Латвии. Однако режиссер Алоиз Бренч воспринял сценарий с недоверием, а на Рижской киностудии его инициатива вызвала настоящую сенсацию. Многие киношники считали затею провальной: экранизировать произведение министра, у которого нет ни опыта в кино, ни четкого представления о жизни Латвии 1930–1940-х годов, казалось рискованным шагом.

В конечном итоге сценарий дорабатывался коллективно. Руднев привлек к работе московского сценариста Дмитрия Василиу, а также трех латвийских редакторов — Владлена Дозорцева, Ирину Черевичник и Виктора Лоренца. Они наполнили историю деталями, добавили реалистичности, сделав ее более живой и убедительной. При этом Рудневу приходилось буквально пробивать сложные сцены на самом высоком уровне в Москве, поскольку многие моменты противоречили советской идеологии. Это вызывало недоумение: ведь сам Руднев был чиновником, но при этом упорно отстаивал творческое видение режиссера Бренча. В итоге фильм все же был снят — и оказался настоящим успехом.

Лилита Озолиня не видела в Юозасе Киселюсе рокового мужчину

Режиссер Алоиз Бренч был давно знаком с Лилитой Озолиней, но выбор актрисы на главную роль не был очевидным. Изначально образ Марты должна была воплотить Вия Артмане. Однако в процессе работы Бренч решил заменить исполнительницу – и не прогадал.

После этого начался долгий и тщательный кастинг на мужские роли. Одним из претендентов на роли Артура и Рихарда был Ивар Калниньш. Для режиссера ключевым критерием было то, как актеры будут смотреться в паре с Лилитой Озолиней.

Бренч всегда восхищался литовской актерской школой, поэтому на пробы пригласил Юозаса Киселюса и Ромуалдаса Раманаускаса. В итоге именно они и получили роли. Однако вскоре у Лилиты возникли сложности в сценах с Юозасом, сыгравшим Артура.


Актриса не чувствовала в нем того рокового мужчины, которого ее героиня любила всю жизнь. Ей не хватало чего-то, чтобы проникнуться эмоциями и по-настоящему ощутить чувства своей Марты. Из-за этого она выглядела отстраненной, а коллеги по съемкам даже воспринимали ее поведение как высокомерие.

За пределами съемочной площадки Озолиня и Киселюс не общались — даже после страстных романтических сцен. Это было частью задумки режиссера. Бренч считал, что чем меньше актеры взаимодействуют за кадром, тем сильнее будет напряжение между ними в момент съемки.

«Мы репетировали и снимали вместе, а если обед или перерыв, то мой ассистент уводил меня подальше от Юозаса. Сначала я не понимала, в чем дело, и была уверена, что очень ему нравлюсь, поэтому он стесняется подойти ко мне», — с улыбкой вспоминала Озолиня.

Но результат оправдал все усилия. В кадре Лилита и Юозас смотрели друг на друга с такой жадной тоской, как будто действительно были влюблены.

Валентина Талызина не хотела петь колыбельную

Когда Алоиз Бренч позвонил Валентине Талызиной с предложением озвучить Марту, она без колебаний согласилась. К тому моменту у нее уже был богатый опыт дубляжа — именно ее голосом говорит Барбара Брыльска в культовой комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».


Однако вместе с этим предложением в памяти актрисы всплыли давние детские воспоминания. В годы войны ее семья жила в колхозе в Сибири, куда были сосланы жители Латвии в 1940-х годах.

«И я сказала тогда Алоизу: „Только не мешайте мне. И я вам сделаю женщину, которую полюбит весь Советский Союз. И были такие случаи, когда я говорила, что отдельные крупные планы Лилиты мне моим голосом не перекрыть, потому что на них эсэсовка. И он убирал эти кадры. А потом Лилита сказала, что в некоторых сценах я озвучила ее лучше, чем она сыграла“, — вспоминала Талызина.

Но у режиссера была еще одна идея: он предложил актрисе озвучить колыбельную про сверчка, которую Марта поет своему сыну. На этот раз Талызина категорически отказалась — она боялась, что не справится. Однако Бренч не сдавался и сумел убедить ее.

«Он сел со мной рядом в этой маленькой комнате, взял мою руку и отбивал такт. И я спела. Буквально со слезами на глазах», — рассказывала актриса.

Семисерийная драма «Долгая дорога в дюнах» стала настоящим прорывом для советского кинематографа. Для своего времени она была смелой — и по замыслу, и по тематике. Несмотря на то, что с момента выхода фильма прошло уже более 40 лет, он по-прежнему остается одной из самых любимых картин у зрителей старшего поколения.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab