Инфантильность как результат идеального детства: что делать?
Недавно я попросила своего 38-летнего знакомого об одолжении. Он ответил:
"Не могу, я не в настроении, я сегодня плакал."— "Что случилось?" — спросила я."Нам сказали, что 20% сотрудников компании попадет под сокращение."
Парадоксально, но плакал он не из-за риска потерять работу (его позиция ключевая, он не попадет под сокращение). Причина была другая: они с коллегами сдружились, а предстоящее расставание для него — "маленькая смерть".
В такие моменты хочется процитировать Остапа Бендера:
"Вот когда будут бить, тогда и будете плакать."
Но я сдержалась.
Мы живем в эпоху "поколения снежинок", где малейшие неудобства превращаются в трагедию, а любое нарушение личного пространства воспринимается как боль. Инфантильность достигла критической отметки.
Кто виноват?
Известный психолог называет причиной родителей и современные подходы к воспитанию: не ругать, не наказывать, давать ребенку полную свободу выбора и с рождения растить гения. Кружки, секции, развивающие занятия — детство должно быть насыщенным и продуктивным.
Главная ошибка — это попытка родителей сделать детство "идеальным". Просто расти и развиваться — недостаточно. Сегодня модно "инвестировать" в будущее: беби-йога с двух месяцев, английский с года. В результате ребенок оказывается в бесконечном списке "должен":
— должен веселиться,
— должен знать иностранные языки,
— должен конструировать, плавать и петь.
Позиция родителей ясна: "начни в два года — руководи компанией в тридцать".
Вторая проблема — это бесконечные вопросы: "Что ты хочешь? Куда пойдем? Что будешь есть?" Для детской психики такой выбор — тяжёлое испытание. Дети не готовы принимать решения на каждом шагу. Им нужно видеть примеры и получать готовые решения.
"Ребенок — это личность" — популярный тезис, который часто не выдерживает реальности.
Постоянный выбор для ребенка — как задачка на уровень пятого класса для первоклассника: "Подумай, прислушайся к себе". Такой подход лишает детей времени на простое, но важное — свободу, скуку, личные мысли.
Почему дети не хотят взрослеть?
Раньше дети мечтали быть взрослыми, потому что это означало свободу, интерес и новые горизонты. Сейчас же сверхзанятость отбирает это желание. Время на себя, на безделье и на поиск собственного "я" превращается в роскошь. Родители заполняют каждую минуту кружками, курсами и книгами, но эти решения — навязанные.
"Сверхзанятое детство лишает ребенка желания и необходимости взрослеть. Он уже живет лучше и насыщеннее, чем взрослый, и не видит в взрослении ничего привлекательного."
Что же делать?
1. Дайте детям свободу и время на скуку. Пусть маются, пускай им будет скучно. Именно в моменты бездействия у ребенка появляется пространство для мыслей и идей: "Кто я? Чего хочу? Куда тянет?"
2. Не мешайте им находить себя. У ребенка должна быть своя территория — время и место, где он будет сам выбирать, что делать.
3. Пересмотрите свои решения. Смартфон, который вы дали "чтобы не мешал", — это тоже ваш выбор. Если ребенок теперь смотрит ролики целыми днями, это результат вашего подхода.
Психолог говорит:
"Единственный способ поставить ребенка на ноги — это снять его с вашей шеи."
Родители, которые ведут детей "к успеху", часто продолжают решать их проблемы и в зрелом возрасте: устраивают на работу, покупают квартиры и решают, с кем жениться. Но таким путем успеха не добиться.
Позвольте детям просто быть. И расти.
0 коммент.:
Отправить комментарий