За кадром школьной драмы: как снимали «Доживем до понедельника»
Премьера фильма «Доживем до понедельника» состоялась 11 августа 1968 года. Сценарий принес Григорию Бритикову, директору киностудии имени Горького, молодой выпускник Высших сценарных курсов Георгий Полонский. Бритиков работу оценил и предложил режиссеру Станиславу Ростоцкому снять фильм по этой истории.
«Мы отправили в Госкино литературный сценарий, потом режиссерский, но ответа не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съемки», – вспоминал Ростоцкий. Съемочная команда понимала, что фильм могут закрыть в любую минуту, поэтому картину сняли в рекордные сроки – за три с половиной месяца.
В главной роли Ильи Семеновича Мельникова Ростоцкий видел Вячеслава Тихонова. Однако Бритиков был категорически против, считая, что учитель должен быть «человеком с историей», гораздо старше Тихонова. Но Ростоцкому удалось переубедить его.
Оставалось уговорить самого актера. Дело в том, что Тихонов к тому моменту уже почти два года снимался в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Роль Андрея Болконского давалась ему непросто, он даже подумывал об уходе из кино. Поэтому первой его реакцией на предложение Ростоцкого был отказ. Тогда режиссер поставил ультиматум: «Если ты мне друг – ты будешь играть!». И Тихонову ничего не оставалось, как согласиться.
Вячеслав Тихонов и Нина Меньшикова
Позднее актер вспоминал: «Теперь уже я понимаю, что в этом и состоит талант режиссера: увидеть в актере то, что, может быть, он сам в себе не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своем и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф».
С ролью учительницы английского языка проблем не возникло. Ростоцкий сразу выбрал малоизвестную актрису Ирину Печерникову. Правда, она полагала, что фильм про учителей получится «типичным» и хотела отказаться от роли. Но, прочитав сценарий, согласилась.
Поначалу Печерникова в присутствии Тихонова робела, терялась и забывала слова. Тогда ее стали приглашать на неофициальные мероприятия с участием Тихонова. Это помогло актерам лучше узнать друг друга, и их совместная работа на съемочной площадке стала более непринужденной.
Трудно давались Печерниковой и сцены в классе. Репетиции нередко заканчивались слезами, актриса считала, что не справляется с ролью. Но все закончилось благополучно.
Ирина Печерникова
В фильме также сыграла жена Ростоцкого Нина Меньшикова. Она прошла кастинг на роль завуча на общих основаниях, но когда дело дошло до съемок, режиссеру разонравилась ее игра. «Он говорил мне, что на пробах я лучше играла», – рассказывала актриса. Кстати, характер ее персонажа супруги придумали вместе. Для Меньшиковой это был серьезный вызов – ведь обычно она играла положительных и обаятельных героинь.
Свои сложности возникли и с образом модника Кости Батищева, которого сыграл Игорь Старыгин. Актеру долго не могли подобрать дефицитные джинсы. В результате на складе нашелся отрез джинсовой ткани, на который поставили «фирменные» заклепки и пришили ярлык. Для завершения образа Ростоцкий отдал Старыгину свою американскую куртку и восторженно сказал: «Вот теперь ты пижон!».
Напарницей Старыгина стала Ольга Остроумова. Это была ее дебютная роль, поэтому на съемках она очень волновалась. В эпизоде, когда героиня Ольги дает пощечину герою Валерия Зубарева, актриса перестаралась и ударила его со всей силы. Актеру пришлось делать примочки. Последующие дубли с пощечиной не удавались – Зубарев каждый раз невольно зажмуривался. В итоге в фильм вошел первоначальный вариант.
Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Валерий Зубарев
В Госкино фильм приняли не сразу. От Ростоцкого требовали множества правок, но режиссеру удалось отделаться «малой кровью». Фильм был восторженно принят на закрытом показе для делегатов всесоюзного съезда учителей. После этого ленте была открыта дорога к широкому зрителю.
«Доживем до понедельника» признали лучшей советской картиной 1968 года по версии журнала «Советский экран». Год спустя фильм получил приз Московского кинофестиваля, а в 1970-м создатели фильма были удостоены Государственной премии СССР.
0 коммент.:
Отправить комментарий