Самый богатый цеховик СССР. На чем сколотил свое состояние и как жил миллионер Советского Союза
Каждый житель Советского Союза ежедневно сталкивался с досадной нехваткой товаров народного потребления. Дефицитом могло стать что угодно. Одно время, к примеру, из продажи начисто исчезли даже обувные стельки.
Но были граждане, которые исправляли ошибки Госплана. Красивые футболки, целлофановые пакеты, резинки для трусов, перчатки и холщовые сумки - на этой ерунде цеховики заработали миллионы.
Путь к успеху
Одного из самых известных королей ширпотреба звали Отари Лазишвили. Но за глаза его называли "сумчатым волком", потому что состояние он сколотил на производстве авосек.
После окончания института, Отари попал на чулочную фабрику. На предприятии стояло трофейное итальянское оборудование. Но советскую капроновую нить заграничные станки жевали и выплевывали, в результате чего росла гора отходов.
Отари быстро сообразил как заработать на этом мусоре деньги. Он решил наладить выпуск авосек из отходов, которые раньше выбрасывали. Они были капроновыми и стоили в 2 раза дороже тех, что делались из хлопчато-бумажной нити, Но за счет того, что они были прочнее и легко укладывались в кошелек, спрос на них был бешеный.
Лазишвили договорился с руководством и на чулочной фабрике был открыт подпольный цех по производству авосек. В первый же год работы Отари заработал 500 тысяч рублей при официальной зарплате в 120 рублей в месяц.
На этом сумчатый волк не остановился и ему в голову пришла очередная гениальная идея. В то время на складах хранилось много воздушных зондов, которые использовались во время войны для противовоздушной обороны. Он сумел их раздобыть и стал шить из них ультра модные рубашки, которые продавал по 50 рублей за штуку.
В то время наши граждане просто с ума сходили по синтетике и натуральные ткани, которые сегодня стоят огромных денег, были не в чести. Поэтому рубашки от Отари с руками отрывали по всему Советскому Союзу.
А потом страна сошла с ума по болонье. Непромокаемые плащи из этого шуршащего материала в СССР выпускало только одно предприятие. Были они неказистого фасона и все гонялись за ческой или польской болоньей.
Как человек тонко чувствующий потребности покупателей и умеющий быстро организовать любое производство, Лазишвили начал строчить плащи не хуже импортных, раздобыв итальянские этикетки.
Сладкая жизнь
Бизнес Отари расцвел в эпоху Василия Мжеванадзе, который долгие годы был первым секретарем Грузинской ССР и добился в республике резкого роста уровня жизни. При нем грузины жили очень хорошо и во многом благодаря тому, что Мжеванадзе закрывал глаза на на бурно развивающийся в республике подпольный бизнес.
В те времена Грузия была самым сладким регионом Советского Союза. Люди здесь жили очень богато - имели автомобили, многоэтажные дачи, красивую импортную мебель. Это был эпицентр теневой экономики страны. Почти в каждой семье кипела деятельность в обход государства. Кто-то отправлял на продажу фрукты и цветы, но самыми богатыми были те, кто далал разный ширпотреб, дефицитную одежду и обувь.
Интересно, что когда Хрущев запретил артели и потребкооперацию, то в грузии почему то частников не тронули. Можно сказать, что это была своеобразная свободная экономическая зона, в которой жили по не советским законам. В потребкооперации здесь трудилась половина граждан республики.
Мжеванадзе был очень хитрым политиком, который вовремя умел менять покровителей. Он дружил с Хрущевым, потом его сдал и стал верным другом Брежнева. Это был мощный партийный функционер, но в коррупции не замечен.
Но у него было слабое место - жена Виктория, которая очень любила роскошь. Благодаря высокой должности мужа, она стала одной из самых влиятельных первых леди Советского Союза. За несколько лет пребывания мужа у власти, она построила 3 роскошные дачи, завела прислугу, накупила дорогой одежды, собрала коллекцию роскошных бриллиантов, продавала места в грузинские ВУЗы и главное, брала деньги и роскошные подарки у самых крупных цеховиков.
Раз в месяц Отари приподносил Виктории Федоровне новое бесподобное украшение, разумеется бесплатно. Таким образом он знал, что покупает надежную крышу в лице первой леди республики. К тому моменту у Отари уже было 3 фабрики и его доходы позволяли делать ей роскошные подарки.
О богатстве Отари ходили легенды не только в Грузии. Он часто бывал в Москве и громко гулял там в самых дорогих ресторанах. У него было 2 огромные дачи с бассейнами, коллекция дорогих автомобилей, а в тайниках у него лежали огромные запасы золота и валюты. На шашлык к нему собиралась вся республиканская знать. Это был настоящий советский олигарх.
Если он сидел с друзьями в ресторане и ему не нравился шашлык, то он мог позвонить в Грузию и ему с рейсовым самолетом присылали шашлык из его любимого ресторана.
А в 1964 году, Отари привел тбилисское Динамо к титулу чемпиона СССР, бросив на содержание команды огромные личные средства. Каждую победу команды Лазишвили отмечал с размахом, в ресторане. Счет был минимум 1000 рублей. Он всегда приглашал за стол отличившихся футболистов и платил им по 100 рублей за гол на матчах в Советском Союзе и по 500 на международных.
Кроме этого, он первым внедрил в СССР понятие трансфер, заполучив очень нужного игрока из московского Торпедо. Вячеслав Метревелли не смог отказаться от щедрого вознаграждения и написал заявление о переходе в тбилисское Динамо.
Чем все закончилось
Но в Грузии нашелся человек, который решил нарушить привычный порядок вещей. Эдуард Шеварнадзе был тогда министром внутренних делл и очень хотел сделать карьеру - возглавить республику, а затем перебраться в Москву. И Шеварнадзе решил прославиться громким делом о борьбе с грузинской коррупцией.
Он начал по одному выдавливать теневых миллионеров из Грузии, пока не добрался до Мжеванадзе и не скинул его с трона. Лазишвили считал, что сможет договориться и с новой властью. Но Шеварнадзе очень быстро дал понять, что сладкое время закончилось и начинается борьба с теневыми рынками.
Но несмотря на предупреждение, Лазишвили продолжил ковать миллионы с былым размахом. Когда запахло жареным, он положил в коробку 10 миллионов и поехал в Москву, к генеральному прокурору СССР, с которым был знаком.
Но взятку он дать не успел - его арестовали прямо в приемной прокурора. Его должны были поставить к стенке, но чудесным образом он получил 15 лет.
0 коммент.:
Отправить комментарий