«Убегающий август» — о бессмысленной последней любви
С конца 1970-х годов был довольно-таки популярен этот мотив – влюблённость неюного шестидесятника к какой-нибудь примитивной девушке. Этакая последняя страсть вечно-молодого (в душе) человека к свежему …нет, не телу, а разуму.
Это и Макаров с Алисой из «Полётов во сне и наяву», и Мюнхгаузен с Мартой – перенесённая в XVIII век эта история была сугубо узнаваема, и Филимонов с Лидой из «Забытой мелодии для флейты», и преступник Крымов с Аликой из «АССы» – профессия мужчины не имела значения.
Он мог быть инженером, чиновником, уголовником, преподавателем – как, например, герой Станислава Любшина из драмы «Забавы молодых». И да, шестидесятник – это не возраст, а настроение, вкусы и смыслы.
Это – боязнь старости. Поколению «весны человечества» до ужаса не хотелось стареть, а точнее – взрослеть. Им казалось, что их обманули – пообещали коммунизм, а …что дали?
Отсюда – желание вернуться в то состояние, когда всё ещё впереди. А что может разбудить воспоминания? Только нимфа лет двадцати, что будет слушать с широко раскрытыми глазами. «Убегающий август» (1989) Дмитрия Долинина – из той же серии.
Фильм не сделался хитом и особо не запомнился, но в нём есть пронзительность. А ещё великолепен дуэт Александра Филиппенко с Анжеликой Неволиной.
Когда смотрела этот фильм в конце 1980-х, он мне казался противным, а она – тупой. Я имею в виду персонажей, а не актёров, конечно же. Сейчас я испытываю жалость и сострадание.
Борис Краснов, мужчина 40+, разведён, живёт с контролирующей мамой, но есть взрослый сын-студент. Равнодушный, что неудивительно – герой Филиппенко никогда не воспринимал своего ребёнка.
И тут случайно появляется Светлана – знакомство, поездка на его стареньком, а когда-то – богатом авто, …постель, как символ Перестройки. Девочка-припевочка, уже была замужем.
Этакая нимфа автостопа. Нет, в этом фильме нет ничего конкретно про путешествия автостопом, но такого рода барышни всегда катались по стране именно так.
Типаж – тот самый – хиппово-гламурный, тесные джинсовые шортики да яркая маечка. И тогда Борис решает взять отпуск и едет со Светочкой в некое путешествие. По дороге они общаются, ссорятся, мирятся.
Он рассказывает, что эта шикарная некогда «Волга» принадлежала его отцу, да и вообще – он был самым обеспеченным в классе, жил в отдельной квартире, а все – по коммуналкам. И – стеснялся своей крутизны.
Предпочитает по сию пору джаз… Вероятно, был стилягой. А зрелость – печальна. В продолжение всего road-movie герой напитывается уверенностью, что реально влюблён и непременно женится.
Тогда как девушка имеет совсем другие представления о реальности – для неё это маленькое приключение с забавным дядькой. Вернувшись в Ленинград, пара расстаётся – Светка обещает звонить и, разумеется, не звонит.
И не позвонит. Это и есть – ускользающий август, последние лучи тёплого солнца для не взрослеющего пацана из эры Оттепели. Мелькнувшая надежда на продление младости. Но — нет. Осень неизбежна.
К слову, зрелость этой резвой девы-Светланы будет ещё жутче – я сейчас наблюдаю этих бывших наяд и дриад – они по сию пору живут в своих золотых-восьмидесятых. И …всё ещё мечтают о головокружительной любви.
По материалам - Сплетен.нет
0 коммент.:
Отправить комментарий