«Часто, судьба, ты со мною груба»: сложный путь музыкальной сказки «31 июня»
45 лет назад — в новогоднюю ночь с 31 декабря 1978 года на 1 января 1979 года — на экраны вышел фильм Леонида Квинихидзе «31 июня». Красивая музыкальная сказка могла стать первым советским мюзиклом, но её запретили после единственного показа. А многие из членов киногруппы больше никогда не виделись…
В основу сценария легла повесть английского писателя Джона Бойнтона Пристли «31 июня», но получившийся текст имел мало общего с оригиналом. Это была не самая удачная повесть прогрессивного писателя, так что английские читатели и слушатели радиоспектакля её не оценили. Не в восторге от первоначального материала была и сценарист Нина Ильина — поэтому сочинила свою историю и отдала худсовету, указав автором Джона Пристли. Оригинал пьесы в худсовете не читали, поэтому никаких вопросов не возникло.
Экранизировать «31 июня» взялся режиссёр Леонид Квинихидзе — большой поклонник балета, снявший музыкальные фильмы «Небесные ласточки» и «Соломенная шляпка». Он хотел сделать танцевальное кино, в котором будут играть не только профессиональные актёры, но и балетные артисты. Эта идея принесла режиссёру много проблем — балетные считались людьми неблагонадёжными, после того как Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и даже жена самого Леонида Квинихидзе, балерина Наталья Макарова, отказались возвращаться в СССР с западных гастролей. Режиссёру с боем пришлось отстаивать свою идею и каждого из кандидатов.
Несмотря на сопротивление руководства «Мосфильма», в картину всё-таки утвердили солистов Большого театра — Марину Нудьгу и супругов Александра Годунова и Людмилу Власову. Исполнительницу главной роли нашли в Московском академическом музыкальном театре. На роль принцессы Мелисенты претендовали Ирина Алфёрова и Елена Шанина, но утвердили молодую балерину Наталию Трубникову. Режиссёра подкупила не столько её хореография, сколько печальные неземные глаза — для средневековой принцессы это было то, что нужно.
Николая Ерёменко-младшего долго уговаривали согласиться на роль художника Сэма, но тот боялся, что его заставят петь, и отказывался наотрез. Танцевать он тоже не хотел, но мысль о вокале его просто приводила в панику. Ему пообещали, что Сэм петь не будет, максимум — слегка пританцовывать. На таких условиях актёр согласился, но впоследствии старался не сниматься в подобных музыкально-романтических историях.
Музыку к фильму писал знаменитый композитор Александр Зацепин, он же искал исполнителей вокальных партий. Дольше всего подбирали голос для принцессы Мелисенты. У композитора тогда случился конфликт с Аллой Пугачёвой из-за фильма «Женщина, которая поёт», и он задался целью найти певицу, которая «затмит Пугачёву». Знакомый музыкант дал ему послушать записи солистки ужгородской филармонии Татьяны Анциферовой, и Зацепин понял, что эта девушка сможет всё.
Певица поехала в Москву нехотя — ни в большой город, ни на экран она не стремилась. Вместе с ней рассматривали кандидатуры Ларисы Долиной и Ирины Понаровской, но собранный композитором музыкальный консилиум выбрал никому неизвестную Анциферову. Фильм «31 июня» стал её звёздным часом — певица активно начала записывать песни для фильмов, а вот в лицо зрители её почти не знали. Анциферову часто приглашали выступить на телевидении, но потом вырезали из эфиров. Разбираться с этим певица не хотела. Кроме неё в фильме пели Лариса Долина, Як Йоала, Владимир Мозенков, Жанна Рождественская и Сергей Беликов.
Фильм очень не нравился чиновникам от кино. Претензии появились не только к солистам балета, но и к их полупрозрачным нарядам, и к песням. Композитору говорили, что его музыка — это «зады капитализма, всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить». Вскоре фильм действительно запретили, так как Александр Годунов попросил политического убежища у американских властей. Через два года после Годунова уехал за границу композитор Зацепин, лишили гражданства режиссёра Юрия Любимова. После этого были попытки запретить исполнять на концертах песню из фильма, в которой были слова «мир без любимого…».
Незадолго до отъезда Зацепина режиссёр Леонид Квинихидзе предложил ему снова поработать вместе, но композитор отказался — не хотел, чтобы ещё одна картина легла на полку. Исполнительница главной роли Наталья Трубникова рассказывала, что из-за всех перипетий с фильмом превратилась в «актрису кинопроб» — её не утверждали на хорошие роли из-за уверенности, что она вскоре тоже уедет, хотя она никуда не собиралась. Музыкальная киносказка с её участием была под запретом семь лет.
0 коммент.:
Отправить комментарий