пятница, 24 ноября 2023 г.

«Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Анатолий Папанов


«Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Анатолий Папанов

Он родился в Вязьме. Отец будущего актера, Дмитрий Филиппович Папанов, был военным, служил в охране железнодорожного узла. Мать, Елена Болеславовна Росковская, работала модисткой. Она была полька, католичка, которая тайно приняла православную веру, чтобы выйти замуж за русского.

Семья Папановых

Дмитрий Филиппович, несмотря на строгий нрав и занятость, очень уж любил художественную самодеятельность. После работы он играл в любительском театре, да и сына Толика с дочкой Ниной с собой брал, приучал детей к искусству. Часто Толик вместе с сестрой тоже играл в спектаклях. Это когда по сюжету нужны были дети.

Толик Папанов и его сестра Нина

Из воспоминаний Анатолия Папанова:

«Журналисты, да и некоторые зрители, часто спрашивают: «А что в вашей жизни было самое-самое?» Я отвечаю: «Мама».Мама… Первое слово, которое человек произносит, вступая в жизнь, и последнее, которое он шепчет немеющими губами, уходя из нее. Все самое сокровенное, дорогое, святое заключено для нас в этом слове. Я сам на войне, в самые страшные, решающие минуты, тоже шептал эти слова. А самые частые воспоминания, которые согревали меня в ту тяжелую пору, – о детстве, о доме, о Москве. Закроешь глаза – и вновь окажешься в знакомой восемнадцатиметровой комнатке, увидишь мать, отца, сестренку, и оживает душа, и будто вливается в тебя новая сила»

Когда Толику было восемь лет, их семья перебралась в столицу. Жили они на улице Малые Кочки (сейчас это улица Доватора). Жили, как и многие тогда, бедно.

Из воспоминаний Анатолия Папанова:

«И дом моего детства на месте стоит, время его пощадило. Прохожу, бывает, этой улицей, посмотрю на знакомое окно, и кажется мне, будто зовет меня оттуда мамин голос: «То-оля!..» И встрепенется что-то в душе…

В 17 лет Анатолий Папанов уже пошел вкалывать литейщиком на шарикоподшипниковый завод. Приносил рабочий рубль в семью. Но любовь к театру никуда не делась. После тяжелого трудового дня он мчался в в драматическую студию при Доме Культуры завода «Каучук». Часто забегал и на «Мосфильм». А вдруг пригласят в массовку? И ведь взяли! В 15 лет Анатолий Папанов впервые снялся в кино, в легендарном фильме «Ленин в Октябре» он сыграл одного из матросов, штурмующих Зимний дворец. Чтобы успеть на съемку, он переплыл Москву — реку! И неважно, что его фамилии не было даже в титрах. Зато он увидел, как снимают настоящее кино!

Кадр из кинофильма «Ленин в Октябре», 1937. Анатолий Папанов в роли рабочего (выглядывает справа вверху).

А потом началась война. В августе 1941 года Анатолий Папанов пошел добровольцем на фронт. Был направлен в стрелковый полк. В декабре того же года Папанова вместе с другом осудили на шесть лет военным трибуналом за самовольное оставление части. Но уже в начале 1942 года направили в самое пекло фронта. В звании старшего сержанта Анатолий Папанов командовал взводом зенитной артиллерии. А весной того же года попал в окружение под Харьковом. Там и получил тяжёлое ранение.


Была сильно изуродована правая нога, на ней оторвало два пальца. Полгода госпиталя. И в 21 год инвалидность третьей группы. Врачи не верили, что он сможет ходить. Но он смог. Несколько лет ходил только с тростью.

Из воспоминаний Анатолия Папанова:

«Когда меня спрашивают, что мне больше всего запомнилось на войне, я неизменно отвечаю: «Люди». Есть страшная статистика: из каждой сотни ребят моего поколения, ушедших на фронт, домой возвратились лишь трое… Я так ясно помню тех, кто не вернулся, и для меня слова «за того парня» звучат уж никак не отвлеченно…

После ранения на фронт я вернуться уже не смог. Меня комиссовали подчистую, никакие мои просьбы и протесты не помогли — комиссия признала меня негодным к воинской службе. И я решил поступать в театральный институт. В этом был своего рода вызов врагу: инвалид, пригодный разве что для работы вахтера (я действительно побывал на такой работе), будет артистом. И здесь война вновь страшно напомнила о себе — требовались парни, а их не было… Так что те слезы в фильме «Белорусский вокзал», в квартирке бывшей медсестры, вовсе не кинематографические.

Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там мы научились ценить Жизнь — не только свою, а ту что с большой буквы. Все остальное уже не так важно…»

Из-за инвалидности его не приняли обратно на завод, предложили только пост охранника. «Камень лежал на сердце от сознания своей неполноценности», — вспоминал позже актер.


Тогда худющий, сильно хромающий, опираясь на трость, он пришел в приемную комиссию ГИТИСа. Дарование молодого парня оценили сразу. Приняли. Хотя многие сомневались, кого этот хромой играть потом будет? Но Папанов клятвенно обещал победить хромоту. В тот год среди второкурсников не хватало именно парней, и Папанова зачислили сразу на второй курс. Во время учебы он, превозмогая боль, очень много занимался с педагогом по движению. К окончанию учебы он уже ходил без трости и даже лихо отплясывал. Сдержал слово.


После окончания института Анатолия Дмитриевича пригласили сразу три московских театра. Но вот его любимой жене Наденьке места в столичных труппах не предложили. Её распределили в Прибалтику. Недолго раздумывая, Анатолий Папанов решает вместе с женой уехать из столицы в Клайпеду.


Они учились на одном курсе в ГИТИСе. Среди всех однокурсниц только Надя Каратаева была на фронте. Она возила раненых в тыл на санитарном поезде, делала перевязки, уколы, читала раненым бойцам стихи.

Еще шла война, им было о чем поговорить, что вспомнить. Да и жили они рядышком. Анатолий часто провожал девушку до дома. Это не была любовь с первого взгляда. Сначала была дружба. А после того, как один его приятель признался ему, что влюблен в красавицу Наденьку, Папанов вдруг почувствовал страх потерять Надежду. Он стал за ней всерьез ухаживать. А какие там ухаживания во время войны? До дома проводить, да чтобы обратно успеть домой дворами добраться, не нарваться на патруль, в столице ведь был комендантский час.

Родителям Нади Анатолий понравился. Только вот мама заметила дочери, что не очень красивого она выбрала избранника. Но Надежда маму не слушала. Она его всячески расхваливала, говорила какой талантливый, честный, настоящий.

20 мая 1945 года они поженились. На их свадебном столе были винегрет и водка, которую смогли отоварить по карточкам. Жили у родителей Надежды. Занавесочкой им отгородили часть комнаты. А уже в 1946 году с двумя фанерными чемоданами отправились в Клайпеду создавать там новый театр.


В 1948 году Анатолия Папанова уговорил вернуться в Москву режиссёр Театра Сатиры Андрей Гончаров. Позвать то позвал, только первые годы Анатолий Дмитриевич играл в массовке. Ничего, терпел. Хотя, возвращаясь в столицу, думал, что ему сразу предложат в театре что — то серьезное. Наблюдал за игрой уже известных актеров из -за кулис, учился, много читал.

Анатолий Папанов и Ольга Аросева. На гастроли… На дальнем плане — Евгений Весник Из архива Народного артиста СССР Евгения Весника

Надежда Каратаева вернется в столицу почти через два года. Эта вынужденная разлука была единственной в их жизни, она далась им с трудом. Не могли они друг без друга! Даже когда годы спустя Анатолий Дмитриевич будет часто ездить на гастроли, его супруга будет почти всегда рядом. Один раз Папанов отказался даже от поездки в Америку, так как в списках делегации не было его жены. Он искренне заявил в Министерстве культуры: «Что я там буду две недели без Нади делать?» Чиновники опешили и включили ее в список.


Все коллеги знали, что из любой поездки Анатолий Папанов всегда вез чемодан подарков жене и дочери Леночке.

Анатолий Папанов с дочкой

Он любил баловать своих девочек. У него всегда при себе был листок с их размерами одежды. Он не жалел денег! Бедное детство и нищая юность не сделали его крохобором. Да и богачом он никогда не был. Уже будучи известным актером, жил с женой и дочкой в коммуналке на девять семей. Все, что заработал это скромная дача и машина.


Сначала у Анатолия Дмитриевича была «Победа», потом «Волга» и уж потом заветные «Жигули».


Когда ему стали платить уже повышенную ставку, жена покупала ему дорогие качественные костюмы. Он их мерил, чтобы не обидеть жену, но не носил. Ему было комфортней ходить в простой рубашечке, в простеньких брюках. Он был скромным и не притязательным в быту, любил дачу, одиночество, природу. Не любил, когда его узнавали на улице. В нем не было даже капли того, что сейчас называют «звездность». Анатолий Дмитриевич о себе говорил: «У меня лошадиное лицо и умные глаза».


Анатолий Папанов никогда не был приспособленцем. Как его не уговаривали вступить в ряды членов КПСС, а он ни в какую! Он не был диссидентом. Просто у него были свои взгляды, свои принципы, которыми он не мог поступиться. Даже уговоры жены, которая была коммунисткой, не помогли. В парткоме причину своего отказа он объяснял очень просто. Мол, не готов я еще вступить в партию…


Выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Артист театра и кино Анатолий Папанов получает бюллетени для голосования. 19 июня 1977 года. Валерий Христофоров /Фотохроника ТАСС/

Уже потом дочь актера рассказала, что отказ вступать в КПСС у ее отца был глубоко личный. «Папа не говорил никому , что он верующий человек, даже очень глубоко верующий. Скажи это вслух в театре или еще где- либо, тебя не поймут или, хуже, примут за психически ненормального».


Известность, востребованность и зрительская любовь пришли к Анатолию Дмитриевичу не сразу. Только в 1963 году он сыграл свою первую главную роль в кино, генерала Федора Серпилина в военной драме «Живые и мертвые». Помните? «Умереть у всех на глазах я не боюсь. Я — без вести пропасть боюсь…»


Именно с 1963 года Анатолий Папанов стал нарасхват у режиссеров. Он блистательно играл как драматические, так и комедийные роли. Снимался в год сразу в нескольких фильмах. «Родная кровь», Мать и мачеха», «Зеленый огонек»,» Дети Дон- Кихота» «Иду на грозу». Не перечислишь все кинороли Великого артиста, их больше семидесяти. И все вы их хорошо знаете.


Актер очень много снимался. Он был одним из тех редких артистов, которых обожали все!


А еще Анатолий Дмитриевич почти сорок лет играл на сцене Театра Сатиры, озвучил больше ста мультперсонажей, преподавал в родном ГИТИСе.


Ну уж если вспомнили про озвучивание мультфильмов, то как не написать хоть пару строк про самого обаятельного волка из «Ну, погоди», которого озвучил актер.


Анатолий Дмитриевич в шутку жаловался режиссеру мультсериала Вячеславу Котеночкину: «Твой Волк зачеркнул всю мою творческую биографию!».


В конце восьмидесятых годов Анатолий Дмитриевич очень много работал со студентами в ГИТИСе. Поставил в театре спектакль, в кино играл редко. Но, прочитав сценарий, который ему принес режиссер Александр Прошкин, тут же согласился сыграть в фильме «Холодное лето 53-го». Это была история о его поколении. Ему было что сказать.


Съемки ему давались непросто, он часто себя неважно чувствовал, быстро уставал. Да и роль была тяжелой. Папанов и не играл ее, а он был тем самым Копылычем, который перед смертью сказал: «Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Роль Копалыча была его последней. Анатолий Дмитриевич даже озвучит ее не успел. Этот сделал другой актер и мастер дубляжа Игорь Константинович Ефимов.


Умер Народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов 5 августа 1987 года. Ему было всего 64 года.

Он пришел домой со съемок, хотел принять душ. Как назло, именно в тот день отключили горячую воду. Анатолий Дмитриевич решил принять холодный душ, а ведь у него была сердечно — сосудистая недостаточность, нельзя ему было холодный душ. Сосуды и сердце не выдержали… Анатолий Дмитриевич умер от сердечного приступа прямо в ванной.

Надежда Юрьевна звонила мужу в Москву, она была с театром на гастролях. Но трубку домашнего телефона никто не брал. Тогда она попросила зятя перелезть в их квартиру через балкон соседей. Он и обнаружил тело…

В те дни домой к Папановым приходило много людей — поддержать, выразить соболезнования. Уже потом выяснилось, что из квартиры тогда пропала довольно крупная сумма — весь гонорар за съёмки в последнем фильме. Но ни дочь, ни вдова актера не стали вызывать милицию. Деньги их те тяжелые дни волновали меньше всего…

Да, все деньги, которые после смерти Анатолия Дмитриевича остались на его сберкнижке, были потом потрачены на его могильный памятник.

11 августа 1987 года, после панихиды в родном Театре Сатиры, Анатолия Дмитриевича Папанова похоронили на Новодевичьем кладбище. Светлая Память…



0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab