«Я oчeнь любилa Тихoнoвa. И чacтo ocтaвaлacь c ним нaeдинe. Нo у нeгo былa жeнa»: Иринa Пeчepникoвa oбpeлa cчacтьe, кoгдa ужe ничeгo нe ждaлa
— Опять Печерниковой главную роль отдали… Видно, Царев в ней что-то особенное нашел…— Особенное? — фыркала одна из актрис. — Да обычная выскочка, просто умеет понравиться!
НЕОБЫЧНАЯ СОСЕДКА
Детство Ирины Печерниковой прошло в шумной московской коммуналке, где жизнь за тонкими стенами бурлила, а соседи становились почти родными. Девчушка с ранних лет доставляла родителям немало хлопот. Ее невозможно было удержать на месте. Бойкая, шустрая, она постоянно вовлекала других ребят в свои игры и проделки.
Родители очень переживали за неуемную энергию дочки и искали способ направить ее в мирное русло. И вскоре им представился подходящий случай.
По соседству с Печерниковыми жила блистательная театральная прима Руфина Нифонтова, чье имя гремело на всю Москву. Для юной Иры она была не просто соседкой, а воплощением мечты, живой легендой. И однажды, осмелившись, девочка спросила у нее:
— Что нужно, чтобы стать актрисой?— Все!- просто ответила та. — В драмкружок ходишь?— Нет.— А зря!
В тот же день Ира отправилась в Дом пионеров, прочла стихи, и ее приняли в младшую группу драмкружка. Руководила им ученица самого Мейерхольда Екатерина Соколова. Сначала девочке доставались роли насекомых, Бабы-яги, колдуньи… Но после премьеры спектакля «Шутники» по Островскому все изменилось.
Однажды Соколова подозвала ее, нежно поцеловала в лоб и сказала:
— Это твой путь. Иди в Школу-студию МХАТ.
СТУДЕНТКА
Печерникова была уверена, что ни за что не поступит. Конкурс — двести человек на место! Но к экзаменам все же подготовилась. Сестра Галя перешила для нее свое платье, вместе они продумали образ.
Когда подготовка была почти завершена, девушка не выдержала и прямо из школы отправилась в учебную часть студии на разведку. С портфелем в руках, в белых носочках и бантах она выглядела совсем девочкой, лет четырнадцати, не больше.
— Ты вообще куда? — вдруг раздался насмешливый голос за ее спиной, едва она вошла в здание.
Обернувшись, Ира увидела перед собой высокую девушку с идеальной укладкой, оценивающе разглядывающей ее с ног до головы.
— На… на консультацию, — пробормотала она.— В таком виде? — фыркнула та и отвернулась.
От этого ее желание сбежать стало еще сильнее. Но было уже поздно. Дверь учебной части распахнулась, и на пороге появилась статная женщина.
— Ну-ка, проходи, покажись,- взяв Иру за руку, сказала она.
И прежде чем та успела опомниться, ее уже вводили в просторный кабинет, где за столом сидели несколько человек.
— Коллеги, смотрите, — сказала женщина, — к нам юное дарование пожаловало!
Все обернулись. В воздухе повисла пауза.
— Так…, — медленно проговорил седовласый мужчина в очках. — И что ты нам покажешь, девочка?— Я… я могу прочитать… Вера Инбер «Сеттер Джек»,- поняв, что пути назад нет, прошептала Ира.
Читала она так искренне, что аудитория замерла. А когда закончила, то услышала заветное:
— Приходите на следующий тур!
Так Печерникова стала студенткой легендарной студии МХАТа.
«ПУСТЬ ГОВОРЯТ!»
Уже на втором курсе ей доверили роль в мхатовской постановке «Зима тревоги нашей», где она сыграла дочь главного героя. А после окончания учебы сначала был «Ленком» два года, затем несколько лет — сцена Театра имени Маяковского. Но настоящим творческим домом с 1978 по 1990 годы стал для нее Малый Академический.
Главреж театра Михаил Царев сразу доверил Ирине сложные и глубокие роли, выделяя ее среди других молодых актеров. Конечно, такое внимание вызывало зависть коллег.
— Опять Печерниковой главную роль отдали… Видно, Царев в ней что-то особенное нашел…— Особенное? — фыркала одна из актрис. — Да обычная выскочка, просто умеет понравиться!
Но Михаил Иванович, случайно услышав этот разговор, лишь усмехнулся:
— Когда-нибудь и вы научитесь проживать роли так, как это делает Ирина. А пока меньше сплетен, больше работы над собой.
Театральная братия насупилась, но возразить не посмела. Ведь правда была на стороне мастера. Каждая роль Печерниковой действительно становилась событием.
И тем не менее, поначалу все эти разговоры за спиной и косые взгляды коллег ранили артистку. Она не понимала: разве талант должен становиться поводом для пересудов? Но и тут Царев нашел для нее слова поддержки:
— Если о тебе говорят, значит, ты небезразлична. А вот безразличие — это смерть для актера.
КАРЬЕРА В КИНО
Кинодебютом актрисы стала необычная работа — фильм-опера «Каменный гость», где органично слились ее вокальные данные и актерское мастерство. А потом Печерникова совершила ошибку, о которой жалела всю жизнь. Просто взяла и отказалась от роли в культовом фильме «Майор Вихрь». По той же причине, кстати, не снялась и у Гайдая в «Кавказской пленнице».
— Молодая была, глупая, – говорила она позже. — Думала, театр — это серьезно, а кино… так, баловство. Но нет, кино — тоже искусство…
В 1968 году Печерникову пригласили на пробы к Станиславу Ростоцкому, который искал для своей картины «Доживем до понедельника» новое лицо. Узнав, что она будет пробоваться вместе с Вячеславом Тихоновым, Ира испытала настоящий ужас. В его присутствии она буквально теряла дар речи, хотя актер оказался удивительно простым и интеллигентным человеком.
Вся съемочная группа надеялась, что между ними возникнет роман, и часто намеренно оставляла их вдвоем. И Печерникова действительно влюбилась.
— Я его очень любила. У Тихонова тогда была жена Тамара, по-моему, она уже ждала ребенка. Конечно, когда я ее увидела, то немного удивилась его выбору. Но у меня тоже непростой характер. Может, со мной он бы и не дожил до 80 лет,- рассказывала она позже.
Фильм получил главный приз на Всесоюзном кинофестивале, а образ молоденькой учительницы стал для зрителей эталоном искренности. Вот только сама актриса целых… двадцать лет не могла заставить себя посмотреть свою звездную роль!
— Мне казалось, я там ужасна… Этот голос, эти жесты…, — признавалась позже Печерникова. — Только спустя годы поняла: может, в этой непосредственности и была правда роли?
Парадоксально, но успех не принес ей кинематографического счастья. Чем громче звучало ее имя, тем строже она относилась к себе. Каждый новый сценарий она оценивала с беспощадной требовательностью.
СВАДЬБА С ИНОСТРАНЦЕМ
А тут еще судьба приготовила ей жестокий урок. В зените славы, когда ее фото не сходили с обложек «Советского экрана», актриса получила перелом обеих ног. Ирине пришлось провести четыре мучительных месяца в гипсе, а потом заново учиться ходить.
— После таких травм люди обычно заканчивают карьеру…,- предупреждали ее врачи.
Но та лишь стискивала зубы:
— Моя закончится только тогда, когда я сама этого захочу.
Именно в этот период в жизни молодой актрисы вспыхнуло яркое чувство. Она познакомилась с польским музыкантом Збигневом Бизонем во время гастролей его группы в Москве.
После его отъезда между ними завязалась трогательная переписка: каждый день Ира получала из Польши письма и открытки. Возможно, их роман так и остался бы мимолетным увлечением, но советская реальность внесла свои коррективы. Выехать за границу можно было только к родственникам или официальному супругу.
Их свадьба состоялась в московском ресторане «Прага». И через пять месяцев актриса переехала к мужу в Варшаву, где ее ждала скромная комнатка с минимальным набором мебели, зато загроможденная музыкальными инструментами.
Когда через полгода Бизонь получил приглашение работать в Швеции, Ира оказалась в непривычной для себя роли. Ей, привыкшей к насыщенной театральной жизни, приходилось коротать дни в одиночестве.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
В 1973 году, после четырех лет жизни за границей, Печерникова вернулась в Москву. Тоска по театру оказалась сильнее семейных уз. Польский муж, к его чести, принял это решение с пониманием.
Еще при отъезде актрисы мудрый Гончаров предрек:
— Вы там останетесь. Но потом вернетесь, и я вас буду ждать.
Однако возвращение оказалось не таким безоблачным, как она ожидала. В театре за ее спиной уже плелись интриги: две актрисы пригрозили Гончарову уходом, если Печерниковой вернут ее прежние роли в «Трамвае «Желание»» и «Детях Ванюшина».
Сама же Ирина даже не помышляла о «месте под солнцем», прекрасно понимая железный закон сцены: «в одну реку дважды не входят». И вместо борьбы за старые роли с головой погрузилась в новые проекты, доказав, что настоящий талант не нуждается в протекциях.
Спустя три года Печерниковой вновь пришлось столкнуться с испытанием. Во время работы над исторической лентой «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» актриса получила травму. Казалось, роль парижской красавицы придется передать другой исполнительнице. Однако судьба распорядилась иначе.
Костюмерами уже было создано роскошное платье XVIII века, сшитое по индивидуальным меркам. И ни одна из дублерш не смогла втиснуться в этот изысканный «кокон». Так возникла уникальная ситуация: актриса продолжила съемки, скрывая под пышными складками кринолина медицинский гипс.
Режиссер Александр Митта впоследствии отмечал удивительное профессиональное мужество Печерниковой. Каждое движение, каждый жест давались ей через боль, но на экране это осталось совершенно незаметным.
Но самой дорогой сердцу работой стала для нее роль уже зрелой женщины Марии Татариновой в «Двух капитанах». Тридцатилетней актрисе предстояло играть мать шестнадцатилетней героини.
— Я, конечно, боялась выглядеть пародийно, — признавалась Печерникова. — Но вдруг поняла: возраст ведь не в паспорте, а в глазах. Моя Татаринова прожила целую жизнь, и мне было чему у нее учиться.
Это превращение стало чудом актерского мастерства: всего четыре года реальной разницы с «кинодочерью»— актрисой Еленой Прудниковой растворились в мудрой сдержанности жестов, в глубине взгляда, из которого словно стерлись все следы молодости.
ОШИБКА
Со своим вторым мужем Борисом Галкиным Ирина познакомилась в Маяковке, куда тот пришел после окончания высших режиссерских курсов. Молодой режиссер сразу обратил на себя внимание: голубоглазый красавец с гитарой и томиком стихов в руках. Андрей Гончаров, разглядев в нем талант, предложил поставить дипломный спектакль на сцене театра.
Во время подбора актеров Галкин замер перед портретом в фойе: на фото была запечатлена очаровательная брюнетка с роскошными длинными волосами. Каково же было его удивление, когда на репетиции он столкнулся с той же актрисой, но уже с дерзкой короткой стрижкой.
А когда эта «девочка» начала спорить с самим Гончаровым, он едва не лишился дара речи.
— Да она же вылетит из театра!- пронеслось у него в голове.
Но нет! Маститый режиссер… согласился с ее доводами!
На следующий день история повторилась. На сцене он увидел совершенно другую Ирину: в ультрамодном вязаном платье, с новой прической и гримом.
— Неужели это снова она? — недоумевал Галкин.— Да, Печерникова, — последовал ответ.
После этого Галкин пригласил Иру в свой дипломный спектакль. Хотя постановку так и не выпустили, это не помешало развитию их отношений. И вскоре они поженились. Позже Печерникова не раз признавалась, что это было ошибкой. Лучше бы все осталось просто красивым романом.
А все дело в том, что молодая жена не понравилась Бориной маме. Та занимала руководящую должность в большом доме отдыха на Рижском взморье и привыкла держать все под контролем. Возможно, она представляла себе невестку иной: более покладистой, более «достойной» ее сына. А тут — самостоятельная, с характером, да еще и с квартирой.
После развода Ирина и Борис долго не общались. И только после гибели его сына Влада актриса сама набрала его номер телефона, и их отношения потеплели.
ЛЮБОВЬ ВОПРЕКИ
В тяжелые для страны 90-е, когда рушились театры и кинематограф, даже железный характер Печерниковой дал слабину. Пустые гримерки, отмененные спектакли, ощущение ненужности… В какой-то момент алкоголь показался ей единственным спасением.
А когда поняла, что это не панацея, бросила пить. Сама! И открыто поехала в клинику Довженко, чтобы прекратить любые спекуляции на этой теме.
Именно здесь произошла самая главная встреча в ее жизни. Ирина познакомилась с Александром Соловьевым. Он был моложе актрисы на семь лет, но разницы в возрасте они не чувствовали. Единственным камнем преткновения стал его брак и девятилетний сын. Строить свое счастье на чужом горе Печерникова себе не позволила и оборвала все контакты.
Соловьев объявился только через восемь лет. Они встретились и больше не расставались. До того рокового декабря 1999-го, когда Александр трагически погиб при загадочных обстоятельствах.
Потеря любимого обернулась для Печерниковой тяжелым нервным срывом. Пройдя лечение в клинике, она навсегда уехала из Москвы в деревенскую тишину.
Фильм «Земля Эльзы» стал последним в карьере актрисы. К сожалению, об успехе которой она так и не узнала. Актриса не дожила до 75-летнего юбилея всего один день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий