— Я подаю на развод, теперь смысла терпеть тебя я не вижу. Я никогда тебя не любил, я ничего к тебе не испытывал...
— Я подаю на развод, — после тридцати лет брака супруг огорошил Ирину новостью, — теперь смысла терпеть тебя я не вижу. Я никогда тебя не любил, я ничего к тебе не испытывал. А женился… Ты идеально подходила на роль матери моих детей. Всегда в сердце моем была Катерина. Да опоздал я только… Нет ее больше…
Ира и Сережа познакомились в далеком восемьдесят девятом году. Тогда совсем юной двадцатидвухлетней студентке двадцатипятилетний парень казался самостоятельным и взрослым. Подружки смотрели на Ирину с плохо скрываемой завистью — еще бы, такого перспективного жениха отхватила!
Сергей был хорош собой, правильно воспитан, не придирался к мелочам, не пил, не ругался по пустякам. В общем, вел себя совсем не так, как ухажеры других девчонок. Кроме того, стоял на ногах прочно — работал на заводе, был на хорошем счету, несмотря на возраст, прилично зарабатывал. Будущей выпускнице педагогического факультета он казался надежным и сильным. Правда, ей нет-нет приходила в голову мысль, что нежности в их отношениях маловато. Сережу нельзя было назвать романтиком, он был скорее педантом. Ирина даже по этому поводу посоветовалась с мамой:
— Он совсем не дарит мне цветов, если дарит — то только что-то «нужное», по его мнению! У меня иногда складывается ощущение, что он меня не любит.
— Да тьфу на тебя, — ворчала Анна Тимофеевна, — какие цветы? Ирина, мужчину нужно выбирать по совсем другим качествам! Чтобы тебя уважал, руку на тебя не поднимал, чтобы детей смог одеть-обуть. Чтобы работу стабильную имел. Цветы ей не дарят, погляди-ка на нее!
— Ну мам, — заныла Ирина, — ну хочется иногда романтики. Сережа всегда серьезный, с ними даже пошутить нельзя. Ходит надутый, как сыч! И он никогда не говорил мне, что любит. Вот это меня больше всего тревожит!
— Ирина, — Анна Тимофеевна посмотрела серьезно на старшую дочь, — вот что ты мелешь? Твой отец ни разу мне слов любви не говорил, однако мы с ним двадцать шесть лет вместе прожили и четырех детей на ноги подняли. Это не главное, дочка. Верить нужно не словам, а поступкам.
Ирина долго думала над словами мамы и пришла к выводу, что родительница права. Все же стабильность куда важнее этой романтики.
***
Ни Ирина, ни Сергей не торопили события. Встречались довольно продолжительное время, парень не настаивал на чем-то «взрослом». Ирина все это время пыталась как-то расшевелить жениха — она даже задавала каверзные вопросы.
— У тебя поди девчонок было пруд-пруди, — однажды шутливо спросила у Сережи Ира, — признавайся, скольким голову заморочил в свое время? До того, как меня встретил?
— Что было — то прошло! Охота тебе голову забивать? Я ж не спрашиваю, кто у тебя был до меня, — неожиданно разозлился Сергей, — что за вопросы глупые?!
Сергей нахмурился и замолчал, а Ирина обиделась. Что плохого она сказала? Но выводы определенные девушка для себя сделала и больше с такими расспросами не приставала.
Ирина и Сергей поженились быстро, через восемь месяцев после знакомства. Сережа сделал ей предложение, и она его приняла. Пышного торжества устраивать не стали, решили лишние расходы на родителей не вешать. Расписались, близких друзей и родственников собрали дома. Ире, конечно, хотелось праздника, но Сережа мягко невесту отговорил:
— Зачем вся эта показуха? Лучше ремонт сделаем поскорее, — говорил жених, — жить станем у моих родителей, комната свободная есть. Ириш, зачем бесплатно кормить целую ораву малознакомых людей? Все ведь родственники нашармачка поесть соберутся!
Ира опять подумала и рациональное зерно в словах будущего мужа нашла. Жадным Сергей не был, он не запрещал Ирине отмечать главный праздник в ее жизни, просто хотел, чтобы все прошло скромно. Иру снова ничего ее не насторожило.
Родители Сергея немного «перекроили» планы молодоженов. Поначалу Сергей планировал привести супругу в квартиру родителей, но вмешалась бабушка. Она захотела сделать внуку просто царский подарок:
— Переезжайте в мою двушку, – сказала бабушка Сережи, — а я к детям перееду! Давно меня твоя мать зовет. Тяжело стало совсем, я уже не справляюсь. Даже в магазин спуститься не могу. А у вас свой угол будет, никаких помех!
Ира буквально летала от счастья. Своя квартира — уже полдела! В девяностые дела шли не очень, семья нуждалась, как и все в то время. Ирина не унывала, она терпеливо ждала, когда кризис закончится. На заводе месяцами не платили зарплату, учительской едва хватало на самое необходимое. Да еще и дочка, Катя, родилась через год после свадьбы. Кстати, с именем для старшего ребенка вышла заминка — Ирина хотела дочь назвать иначе. С мужем Ира этот вопрос обсуждала заранее:
— Значит, если у нас родится сын, мы назовем его Егором. А если родится доченька… То будет Анечкой. Всегда мечтала дочку назвать в честь мамы.
— Нет, — решительно заявил Сергей, — дочь мы назовём Катей.
— Почему? — удивилась Ира, — а чем тебе Анна не нравится? Нежное имя, слуху приятное.
— Я сказал — Катя, — отчеканил Сергей, — плохая примета детей в честь родственников называть! Судьбу переманят чужую.
Ирина засмеялась:
— Впервые слышу, чтобы ты в приметы верил. Так это в честь покойников называть нельзя, а в честь живых — можно. Мама моя достойную жизнь прожила, всегда человеком уважаемым была, капли в рот не брала! На работе её уважают, с соседями она дружит, она неконфликтная, мудрая. Мне бы хотелось, чтобы моя дочь повторила судьбу моей мамы. У неё всё было хорошо. С папой они столько лет живут, ни разу не поссорились!
— Катя, и точка, — заявил Сергей, — возражения по этому поводу не принимаются. Ира, как я сказал, так и будет!
Ира опять смирилась. Ну хочет муж назвать первую дочку Екатериной, то пусть называет. А второго ребёнка уже назовёт она сама. Семье с маленьким ребёнком приходилось в буквальном смысле выживать. Ира не отказывалась от помощи родителей, с благодарностью принимала вещи от мамы Серёжи, которая их доставала через каких-то там своих знакомых. Родители Иры помогали семье продуктами, здорово помогала бабушка Ирины — она жила в деревне, держала хозяйство, выращивала овощи и фрукты.
Сергей о своей роли никогда не забывал. Мужчина хватался за любую халтуру, а Ира, сидя в декрете, брала учеников. Выжили, со всеми трудностями справились, да еще одну дочку родили. Ирина назвала ее Ксенией.
***
Периодически тема «неласковости» мужа все же проскальзывала. Ира где-то в глубине души надеялась, что супруг все же воспылает к ней страстью и начнет в прямом смысле носить ее на руках и купать в комплиментах. Время шло, а Сергей меняться и не собирался.
– У тебя Сережка такой скупой на ласку! Такой отстраненный всегда, — иногда говорили Ирине подруги, — тост в честь твоего дня рождения произносил, так в щечку даже не поцеловал.
Ирина мужа в обиду никогда не давала. Она отшучивалась:
— Девочки, счастье ведь тишину любит. Сережа — человек довольно стеснительный, он свои истинные чувства на людях предпочитает не демонстрировать. Откуда вы знаете, что творится за закрытыми дверями нашей спальни?
А вот маме Ирина продолжала жаловаться:
— Даже подруги замечают, как Сережка равнодушно относится! Мам, ну почему так? Я его люблю, я за ним ухаживаю. А он элементарного сделать не может! Всего пять буковок произнести!
— Из зависти и не то наговорят, не обращай внимание на них, — успокаивала мама, — зато работает, не пьет совсем, денег не жалеет, а отец какой хороший! Таких днем с огнем не найдешь! Ты чего привязалась к этому «люблю»? А на подружек наплюй. У них через одного: то алкаш, то бездельник.
В остальном Иру все в муже устраивало. Все вопросы семейные он решал быстро, с дочками отлично ладил, обожал обеих. Не очень-то у пары и с эти делом ладилось: все как-то быстро, под одеялом, в кромешной темноте. Ира в откровенную минуту самой себе признавалась, что чего-то не хватает в семье. Что она не чувствует себя женщиной — муж лишний раз не обнимет, не прижмется, не поцелует.
— С жиру бешусь, наверное, — сама себе говорила Ирина и тут же гнала прочь упаднические мысли.
За годы брака Ира все же смирилась с этой изюминкой мужа. Если по молодости она еще переживала по этому поводу, то через лет восемь после свадьбы перестала обращать на это внимание.
***
К нулевым все наладилось в финансовом плане, и семья решилась еще на одного малыша. Сергей, наверное, как и все мужчины, мечтал о сыне. Родился еще сын, Пашка. И у Ирины, и у детей появилась возможность одеваться прилично, все в дом покупать, в отпуск ездить. Дела сердечные вообще отошли даже не на второй, а на десятый план. Ну какие уже страсти через почти десять лет после свадьбы? Люди притираются, привыкают друг к другу.
Ирина с Сергеем жили хорошо, ссорились редко. Женщина по характеру была мягкой, очень редко провоцировала конфликты, а Сергей за годы брака научился ей уступать. Жили, как и все, по словам мамы Иры, «по-людски».
Катя и Ксюща родителей радовали. С девочками никогда не было проблем. Сергей, кстати, в жизни дочек принимал активнейшее участие — он вплоть до окончания школы ходил к обеим на родительские собрания. Классные руководители Кати и Ксюши Сергеем восторгались: он безропотно сдавал деньги на нужды класса, никогда не отказывался починить расшатавшийся стул или выполнить другую какую мужскую работу.
Сергей обеих дочерей выучил и удачно выдал замуж. Первой свое счастье нашла Ксюша, через год свою семью завела и Катя. Пашка тоже проблем не доставлял — подросток увлекался спортом, часто ездил на соревнования и привозил оттуда награды. Ирина давно успокоилась, она понимала, что ее дом — тихая гавань, надежная крепость, а муж — крепкое плечо, на которое можно всегда опереться.
***
К празднованию «жемчужной» свадьбы подошли ответственно. Всех друзей и родственников собрали на даче. Веселились до утра, Сергей и Ирина выглядели счастливыми. Катя и Ксюша сделали родителям дорогой подарок — вскладчину купили родителям новый автомобиль.
До недавнего времени все было хорошо. Ира и подумать не могла, что совсем скоро ее мир, который она по кирпичику выстраивала столько лет, рухнет. Женщина стала замечать, что ее благоверный стал каким-то не таким. Ходил хмурый, все время о чем-то своем думал. Иногда даже не откликался, если она его звала. Атмосфера накалялась, начались скандалы. Чуть что – ссора на пустом месте.
— Ты чего сегодня так поздно? Работы много было? — как-то спросила у припозднившегося супруга Ирина.
Сергей уставился на жену:
— А тебе какое дело? Заняться больше нечем? По часам следишь за мной? — рявкнул Сергей.
— Я просто спросила, — обиделась Ирина, — что с тобой? Чего не в духе?
Сергей промолчал. Мужчина ушел в спальню и ужинать не вышел. Ира позже заглянула в комнату и увидела, что муж спит.
Что бы ни спросила, о чем бы не попросила Ира, в ответ слышала только хамство.
— Что с тобой? Неприятности на работе? Ты как будто не здесь, не слышишь меня, — допытывалась Ирина, — Сереж, скажи, что тебя тревожит?
— Отзынь, липучка — злился Сергей, — и без тебя тошно!
Промучалась Ирина пару месяцев. В голову лезли мысли, одна страшнее другой.
«Бабу завел, что ли? Не поздновато? Шестьдесят ведь стукнуло, дед уже, две внучки! Правильно говорят, что седина в бороду — бес в ребро! Совсем с ума сошел, на молоденькую потянуло?!» — гадала Ирина по ночам, глядя на спящего мужа.
Она утроила бдительность. Она тихонько просматривала телефон, проверяла переписки, выписывала номера, которые казались ей подозрительными и потом их обзванивала. Опустилась до того, что начала обнюхивать его вещи: проверяла, не пахнет ли духами рубашка или куртка. Потом сама стыдилась своих подозрений.
«Нет, любовницы быть не может. Может, мошенники обманули?! Вон, у Светки мужа развели на миллионы, пришлось все продавать, рассчитываться. Боится признаться, наверное», — второе предположение было не лучше первого.
Но и это предположение не подтвердилось. Ирина проверила: сбережения на месте, не пропало ни рубля. Денег хватало, Сергей продолжал приносить жене зарплату. Ирина не ощущала никаких финансовых проблем.
***
Сергей совершенно неожиданно подал на развод. Пришел просто как-то с работы, сел на стул боком к столу — как в чужом доме — и заявил:
— Все, Ирина, отжили мы с тобой свое. Я сегодня заявление подал, разводиться с тобой будем. Столько лет я тебе врал, столько лет скрывал. Устал я!
Ирина уронила ложку, которой помешивала овощную зажарку:
— Чего? Чего ты подал?!
Сергей начал рассказывать, а Ирина слушала и не верила, что это происходит с ней.
– Зря я на тебе женился! Это, наверное, было главной моей ошибкой в моей жизни. Я ведь практически сразу пожалел о том, что судьбу свою с тобой связал, буквально на следующий день после свадьбы. Жалел, но думал, что справлюсь. Время лечит, стерпится-слюбится, как говорится. Но не слюбилось, Ира. Когда я тебя встретил, любил другую женщину. Мы встречались два года. Екатериной ее звали. Она меня сама бросила и вышла замуж за коммерсанта... Он богатый был очень, мне такие доходы и не снились.
Сергей не смотрел на Ирину, говорил напряженно, зло, как будто на нее же и сердился за что-то.
— На тебе я женился назло ей, себе, всему миру. Хотел доказать, что тоже чего-то стою и вообще плевать на нее хотел! Но расстаться не получилось, Катя меня сама нашла. Через пару лет после свадьбы поняла, что тоже ошибку совершила, когда не по любви замуж вышла. Иногда мы встречались тайком. Года два, наверное, на даче бабкиной и в квартирах друзей. Я ж думал, что вместе с ней буду, надеялся, что уйдет она от мужа. Тогда и я от тебя уйду! Даже на Катю плевать было, она уже у нас родилась. А коммерс ее взял и заграницу увез! Гад!
— Катя… Катя родилась… У нас родилась Катя, — слова били Ирину наотмашь, сердце замерло, дышать было нечем, — Катя! Вот почему ты так настаивал именно на этом имени! Подонок… Мерзавец… Как ты мог? А я столько лет мучалась, себя винила, страдала из-за того, что ты меня не любишь…
— У меня нет к тебе никаких претензий, как к жене. Но я жил не своей жизнью, понимаешь? Катерина умерла, я узнал об этом три месяца назад… Я потерял смысл жизни, вместе с ней и я ушел… Меня как будто осенило! Зачем я живу, для чего? Ни дня счастлив не был, ни минуты. Мне шестьдесят уже, дальше тянуть некуда. Давай разведемся? Поживем для себя, квартиру продадим, купим тебе и мне отдельные. Дочки замужем, живут отдельно. Пашка на следующий год уедет в институт. Что нас связывает, кроме них?
Ошарашенная Ирина не знала, что ответить. Разве так может быть? Да, прошли годы и любовь уже не та. Но ведь она есть, у нее, у Ирины. Она-то любила его все эти тридцать лет! А он – нет… Это его ничего с ней не связывает. А ее – еще как! К кому бежать, с кем советоваться? Ирине казалось, что она одна во всем мире. Детям такое не расскажешь, родителей уже нет, подруги растрезвонят в первый же день.
«Стыдно… Господи, как стыдно, — думала Ирина, — столько лет жить рядом, обнимать, говорить, дни и ночи с человеком проводить и не заметить, что он тебя не любит, а терпит! Что думает о другой, мучается. Словно вылили ушат ледяной воды и вытолкнули на мороз… Все мое счастье, получается — ложь? Фикция?»
Ира смотрела на Сергея и не могла понять, зачем ему все это было нужно.
— Лучше бы ты рассказал мне об этом тогда, — наконец промолвила Ирина, — дети были, они тебя остановили? Хотя нет, на Катю тебе ведь было плевать..Да лучше бы ты мне тогда во всем признался, я бы и без тебя прожила бы! Нашла другого, или сама бы справилась! Родители не бросили бы. Я, получается, чужое место заняла? Чужую жизнь жила?
— Я и сам не свою жизнь прожил, Ира…
Ирина тяжело поднялась и посмотрела мужу в глаза:
— А вот это меня теперь не касается. Решил уходить? Иди, я тебя держать не стану. В любом случае, тебе я благодарна. Я была счастлива тридцать лет и детей родила от любимого. Я все же жила все эти годы, понимаешь?! Ты же все свое счастье промотал. Страдал по дешевке, которая тебя променяла на деньги. Нет во мне ненависти к тебе, Сережа. Разве что жалость вперемешку с презрением!
Ирина и Сергей развелись и разменяли квартиру. Для детей, друзей и родственников это событие прозвучало словно гром среди ясного неба. Через год Ирина познакомилась с отставным военным. Замуж пока не собирается, но любовь все же познала. Она теперь знает, что такое «взаимные чувства».
Комментариев нет:
Отправить комментарий