суббота, 27 ноября 2021 г.

«Свой среди чужих, чужой среди своих»: кто сыграл в этом фильме лучшую роль


«Свой среди чужих, чужой среди своих»: кто сыграл в этом фильме лучшую роль

…А ещё я люблю фильмы сочные, свежие и ароматные, словно осенние, только что снятые с ветки яблоки. Фильмы, наполняющие лёгкие встречным ветром, воображение — простором и мельканием пейзажей, а всё моё зрительское существо — безудержным ликованием!

Да, таких картин не много. Но их короткий список, любая их комбинация начинается с бесподобного советского вестерна, дебютной режиссёрской работы Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

«Красный вестерн» вышел на экраны страны в 1974 году.

Даже спустя полвека после премьерного проката картина ничуть не поблекла, не утратила ароматов пороха и конского пота, золота и полыни, авантюры, романтики и настоящего мужского товарищества. На неё никак не повлияла обнаруженная нами позже вся кино-громада голливудского, европейского и азиатского кино, всё фонтанирующее кровью и жестокостью, поражающее закрученными сюжетами и техническими новинками.

Конечно, одно дело посмотреть «Своего среди чужих…» сегодня, уже зная всё о классических вестернах Серджио Леоне, выучив наизусть диалоги из «Криминального чтива», имея домашний кинотеатр с хорошим пятиканальным звуком… И совсем другое было смотреть этот фильм ещё мальчишкой, в год его выхода, в 1974-ом, обязательно на широком — это очень важно! — экране, отстояв очередь в кассу и купив билеты сразу на два сеанса подряд (- На два — потому что первый просмотр произвёл уж очень сильное впечатление, а не на три — потому, что очень хотелось, но не хватило сэкономленной мелочи).

Так в чем же секрет обаяния этого «красного вестерна»? В потрясающем актёрском составе? — Шакуров, Калягин, Кайдановский, Солоницын, потрясший всех дебютант Юрий Богатырев (- Кто из них лучший, разберёмся чуть позже), в конце концов сам Никита Михалков… Вот, как восхищался им молодой, по сути дебютировавший тогда в большом кино, Константин Райкин:

— Никита был мачо и в каждом из нас вызывал желание ему подражать — прекрасно держался в седле, водил машину, был самый остроумный, абсолютный лидер. Сильный, красивый, молодой, худой, жилистый… Было несколько моментов, когда он вызывал у меня просто отпад челюсти. Например, в массовке из местных был огромных размеров человек, и Никита, на его фоне выглядевший жалко, предложил ему потягаться в армрестлинге. И пять раз подряд его уложил.

Большие споры вызвал пулемёт «Льюис», что в руках у Брылова, героя Никиты Михалкова. Мол, не было тогда таких. Заявляю ответственно: были.

Наверняка секрет этой многолетней популярности и в завораживающей музыке Эдуарда Артемьева, и в голосе молодого Александра Градского, поющего песню о корабле. Но все-таки есть в этом кино нечто большее, уникальное. Возможно, именно об этом говорит сценарист, художник, исполнитель одной из ролей Александр Адабашьян:

— Картина снималась в Чечне, вдали от студийных глаз Это было весёлое, нескрываемое хулиганство… Актёры были похожи на телят, которые всю зиму провели в стойле, и наконец их выпустили на зелёную травку. Даже костюмы в фильме почти не имеют ничего общего с тем временем. На чекисте Шилове, если помните, практически джинсы…
Шилов и Брылов: их странные для того времени костюмы также вызвали горячие споры критиков.

Адабашьяну на счет костюмов «оппонирует» сам Михалков:

— Пальто и шляпа (главаря банды Брылова)? Но их носит не казачий атаман и не вожак восставших крестьян под Тамбовом. Он бандюган (судя по манерам, из интеллигентной семьи, чьё благополучие было сметено революцией), так что мог ходить в чем угодно, хоть в дамской шляпке с вуалью.Там всё могло быть.

Так что могли быть и джинсы. Но Адабашьян продолжает свою основную мысль:

— Картину до сих пор любят, потому что видно, каким удовольствием это всё вытворялось, а не потому там какая-то идея или удивительная актёрская игра.

В общем — да, согласиться можно. Но не с отсутствием «удивительной актёрской игры». Вспомним скороговорочку трусливого железнодорожника Ванюкина в исполнении Александра Калягина! Да, персонаж не главный, но какой запоминающийся!

Начальник железнодорожной станции Ванюкин в исполнении А.Калягина.

Вклад других актёров отмечает сам Никита Сергеевич:

— Лаконичные беседы Шилова и ротмистра Лемке, гениально сыгранных Юрой Богатыревым и Сашей Кайдановским, о «разумном» эгоизме и «кретинском» бескорыстии, о том, почему одному из них во всем препятствует, а другому помогает Бог…

Великолепный актёрский дуэт Кайдановского и Богатырёва!

— Буквально «апостольское» поучение Шилова для басмача Каюма (К. Райкин) — продолжает Н. Михалков, – все это и возводит привычный, казалось бы, вестерн до уровня философской притчи.


Пожалуй, ярче других актёров показал себя молодой Константин Райкин.

Константин Райкин:

— Эти съёмки стали таким событием в нашей жизни, которое на всю жизнь нас объединило. Все были в азарте, все очень любили друг друга. Была мужская компания, очень братская, дружная, сплоченная… Мы вечером встречались за столом у Никиты, был такой ужин с выпивкой, но здоровой. А упаивали нас на зрительских встречах… Самым стойким, конечно, был Никита, но со встреч его тоже вперёд ногами привозили.

«Самого стойкого» привозили не только с «творческих вечеров» со зрителями. Эпизод, о котором рассказывал будущий режиссёр, имел место накануне съёмок «Своего…». Мне кажется, что он весьма показателен, поскольку ярко характеризует атмосферу, царившую тогда как в сердце Михалкова, так и во всей съёмочной группе. Назовём этот эпизод «Брачная ночь Михалкова и Соловьёвой».

…все в том же Доме кино за очередным застольем я представил Таню (- Будущую жену) друзьям как невесту, официально сделав ей предложение.

Татьяна Соловьёва (будущая Михалкова). Любимая модель Вячеслава Зайцева. 70-е.

Вскоре мы всей компанией отправились в экспедицию на съемки фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». И Таня с нами.
Помню, предварительно мы крепко затарились алкоголем. Сели в поезд «Москва – Грозный», заняли места в спальном вагоне, и Таня сказала, что никогда не ездила на нижней полке, потому что ребенком ее всегда загоняли наверх, а уже став взрослой, сама по привычке занимала всегда верхнюю полку, потому что, как правило, была самой легкой в купе.
Я ответил:
– Вот сегодня и попробуешь, каково оно.
Это были еще старые СВ: на двух пассажиров, но с полками, расположенными одна над другой. Я занял верхнюю полку и отправился в соседнее купе, где уже накрывалась поляна для долгого и горячего обсуждения будущего съемочного периода…
Очнулся я от чьих-то всхлипываний и обнаружил себя лежащим на полу. У моих ног сидела зареванная Таня, как выяснилось, всю ночь пытавшаяся поднять бесчувственное тело, так и не добравшееся до верхней полки.

Интересно мнение Сергея Шакурова, исполнителя, на мой взгляд, пусть и не главной, но безусловно ярчайшей, лучшей роли в фильме — командира эскадрона Андрея Забелина.

Первая картина Никиты, и он создал такое грандиозное братство — не артистов, не персонажей, — а людей. Причем нужно было объединить артистов разных школ.
Мы жили в Грозном, в гостинице, селились по двое — Костя Райкин с Юрой Богатыревым, я с Пороховщиковым … тогда одноместные номера не предвиделись. Я, заядлый охотник, приехал туда с английским сеттером, и Пороховщиков все время возмущался, что собака храпит.
Пыль, грязь, физические нагрузки… Но тем не менее, это была настоящая мужская любовь, когда мы просто обожали друг друга, ждали выезда на съёмочную площадку… Вот это то, что называется «счастье». Это самая замечательная, самая грандиозная картина Никиты, по крайней мере по мироощущению меня самого и всех нас.

Да, вот оно! Подтверждённое и самим Михалковым, и другими участниками съёмочной группы:

— Нам хотелось показать все, что, как нам казалось, мы умели. И мы делали это с огромным воодушевлением и риском… Нам еще нечего было отстаивать, мы завоевывали новое пространство. Отстаивать всегда сложнее. А когда ты идешь в неизведанное и не оглядываешься, это дает замечательное ощущение азарта и свободы.
…мы абсолютно не стеснялись и не боялись заимствований. Всё, что мы успели посмотреть во ВГИКе, Белых Столбах: и Джона Форда, и Циннемана, и особенно Серджио Леоне, – всё шло в дело. Причем, как бы мы ни были очарованы американской и итальянской школой вестерна, основой все равно оставался русский кинематограф… Движущая сила героев моего фильма – сила мужского братства, высокий дух любви к своим друзьям, желание спасти их. Оправдаться перед ними и во всем их оправдать, чтобы снова обрести. Вернуться наконец «к своим», в «свой мир» или умереть, ибо нет смысла жить в «чужом мире», где нет верности и щедрости, любви и чести.
«Положи душу за други своя». Эти неистребимые ничем в России мужское братство и душевная щедрость пробиваются через барьеры тотального недоверия людей друг к другу, которое рождено было разломом общества, революцией и Гражданской войной.


Кажется, духом этого горячего киношного братства проникались и статисты из местных. Михалков вспоминает:

— В обеденный перерыв группа каскадеров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И все это долго, обстоятельно. А моя «банда», то есть групповка и массовка, которым предстояло «брать поезд» на средних и крупных планах, состояла вся из местных. Там был молодой красавец с пышными усами. Едва заслышал он разговор каскадеров, вскочил на коня, догнал поезд, который шел в депо «на обед», сиганул с седла на вагон, потом спрыгнул обратно в седло и, усмехаясь, вернулся на место.
Каскадеров это просто подкосило. Они-то, видимо, затеяли весь этот разговор с администрацией с «известной целью» – готовили себе плацдарм, чтобы начать качать права и поднимать цены. А тут какой-то «туземец», отложив недоеденный арбуз, легко проделал трюк, за который они требовали сумасшедших денег.
Помню, построили мы массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые – пассажиры ограбленного поезда, вторые – разбойники. Чеченцы все из «первых» ушли тут же в разбойники. Один сказал: «Меня грабить? Вы что?» Для них это было оскорбительно.
Что больше вспоминается сегодня, сорок лет спустя? — Легкость поразительная, безоглядная легкость, когда карабкаешься на отвесную гору и даже не думаешь, долезешь до вершины или нет. Замечательное, безрассудное ощущение полета.

Единственное замечание, я осторожно предъявил бы Анатолию Солоницыну, который сыграл у Михалкова своего секретаря Губкома РКП(б) Сарычева точь-в-точь, как он это сделал в 1971-м у Алексея Германа в «Проверке на дорогах». Но это исключение лишь подтверждает знак качества «Своего среди чужих…» Да и «Проверка…» была снята «с полки» только в середине 80-х, гораздо позже заслуженного триумфа Михалкова с его дебютом.

Анатолий Солоницын в роли товарища Сарычева.

Ну, а главный Приз за лучшее исполнение мужской роли позвольте мне оставить за Сергеем Шакуровым. Хотя вполне возможно, что Вы отдадите пальму первенства другому актёру.





0 коммент.:

Отправить комментарий

Популярное

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных материалов и информационных статей, которые размещены на страницах сайта, а также за последствия их публикации и использования. Мнение авторов статей, размещённых на наших страницах, могут не совпадать с мнением редакции.
Вся предоставленная информация не может быть использована без обязательной консультации с врачом!
Copyright © Шкатулка рецептов | Powered by Blogger
Design by SimpleWpThemes | Blogger Theme by NewBloggerThemes.com & Distributed By Protemplateslab